Жаждущий знаний

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Жаждущий знаний » Значания и соответствия символов » Огам в книге Роберта Грейвса "Белая Богиня"


Огам в книге Роберта Грейвса "Белая Богиня"

Сообщений 1 страница 21 из 21

1

"Впервые я открыл для себя алфавит Бет-Луис-Нион в книге Родерика О'Флаерти "Огигия". Этот алфавит, как и алфавит Бойбел-Лот, представлен у него как подлинная реликвия друидов, которую передавали из уст в уста на протяжении многих веков. Говорят, что в более поздние времена его использовали только для ворожбы, и состоит он из пяти гласных и тринадцати согласных. Каждая буква - это название дерева или кустарника, которое с нее начинается:

Beth - B - Береза

Luis - L - Рябина

Nion - N - Ясень

Fearn - F - Ольха

Saille - S - Ива

Uath - H - Боярышник

Duir - D - Дуб

Tinne - T - Остролист

Coll - C - Лещина

Muin - M - Виноград

Gort - G - Плющ

Peith - P - Карликовая бузина

Ruis - R - Бузина

Ailm - A - Пихта

Onn - O - Дрок

Ura - U - Вереск

Eadha - E - Тополь

Idho - I - Тис

В современном ирландском алфавите названия букв также суть названия деревьев, большинство из которых соответствует списку О'Флаерти, только Т стала дроком, О - ракитником, а А - вязом.

Почти сразу я обратил внимание, что согласные в этом алфавите образуют календарь древесной магии и что все деревья широко представлены в европейском фольклоре."

0

2

BETH - B

Первое дерево в алфавите - самосеющаяся береза. По всей Европе березовыми ветками отбивают межи, порют правонарушителей (в прежние времена - умалишенных) и изгоняют из них злых духов. Гвион пишет в "Cad Goddeu", что береза "с оружием поздна", имея в виду, что побеги березы твердеют лишь к концу года. (То же он отмечает об иве и рябине, ветви которых тоже использовались в обрядах.) Березовые прутья присутствуют и в деревенском обряде изгнания духа Старого года. В Риме в это время года березовые прутья несли ликторы при вступлении консулов в должность; двенадцать ликторов на каждого консула, а вместе с ним - тринадцать. Береза - дерево начала. В лесу она распускается первой, если не считать таинственной бузины (1 апреля в Англии - начало финансового года). В Скандинавии появление листьев на березе знаменует начало сельскохозяйственных работ, для фермеров это знак к севу яровой пшеницы. Первый месяц начинается сразу после зимнего солнцеворота, когда световой день, сократившись до предела, начинает возрастать.

Согласных в этом календаре тринадцать, что позволяет считать древесный месяц равным принятому в Британии "лунному" месяцу из двадцати восьми дней (по Блэкстоуну). В солнечном году тринадцать таких месяцев плюс один дополнительный день. Согласно Цезарю и Плинию, год друидов состоит из лунных месяцев, но ни тот, ни другой не указал его продолжительность. У нас нет никаких доказательств, что это была "лунация" продолжительностью в двадцать девять с половиной дней; в году их двенадцать плюс еще десять и три четверти дня. "Календарь Колиньи", датируемый I веком до Р.Х. и состоящий из "лунаций", календарем друидов больше не считается. Он выгравирован латинскими буквами на медной пластине и является одной из предпринятых в первые годы империи попыток романизировать местные верования. Более того, двадцать восемь дней - это реальная продолжительность лунного месяца не только с астрономической точки зрения (обращение Луны по отношению к Солнцу), но и с мистической, ибо у Луны, которая является Женщиной, - нормальный Женский менструальный цикл (слово "менструация" [menstruation] связано со словом "Луна, месяц" [mensis]) [1] из двадцати восьми дней. В Британию "Календарь Колиньи" принесли, вероятно, римляне во время завоеваний Клавдия; память об этих дополнительных днях, как отмечает профессор Т. Глинн Джонс, до сих пор сохранилась в валлийском фольклоре. Однако в древнейших ирландских и валлийских мифах постоянно встречается выражение "год и день", из чего естественно заключить, что календарь Бет-Луис-Нион состоит из 364 дней плюс один. Таким образом, можно считать, что месяц Березы продолжался с 24 декабря по 20 января.

0

3

LUIS - L

Второе дерево - рябина ("древо жизни"). Круглые плетенки из рябиновых ветвей с натянутыми на них только что содранными бычьими шкурами (wattles) друиды использовали как крайнее средство заставить демонов дать ответ на трудные вопросы - отсюда ирландское присловье "to go on the wattles of knowledge", что значит "стараться получить сведения во что бы то ни стало". На Британских островах рябина - наиболее распространенное средство отвести удар молнии и колдовские чары: так, с лошадьми, на которых навели порчу, можно совладать лишь кнутом с кнутовищем из рябины. В древней Ирландии друиды противостоявших армий разводили костры из рябиновых ветвей и произносили над ними заклинания, чтобы духи приняли участие в сражении. В ирландском "Сказании о Фраоте" ягоды волшебной рябины, которую стережет дракон, могли заменить девять трапез; кроме того, они исцеляли раны и добавляли человеку год жизни. В "Сказании о Диармайде и Грайне" ягоды рябины наряду с яблоками и красными орехами названы пищей богов. По выражению "пища богов" можно предположить, что запрет на пищу красного цвета проистекал из заперта простолюдинам есть ярко-красные мухоморы, которые, согласно упомянутой Нероном греческой поговорке, являлись "пищей богов". В Древней Греции пища красного цвета (лангусты, бекон, красная кефаль, креветки, красные ягоды и фрукты) разрешалась только на поминальных праздниках. (В эпоху бронзы в Греции и Британии красный считался цветом смерти: красную охру обнаружили в мегалитических захоронениях в горах Пресцелли и на равнине Солсбери.) Рябина - дерево животворящее. Ботаническое название рябины - Fraxinus (или Pyrus) Aucuparia - свидетельствует о том, что ее использовали для ворожбы. Рябину называли "Колдуньей"; веточки, с помощью которых искали месторождения металлов, были рябиновыми. Как дерево животворящее, ее могли использовать и для обратного. В данаанской Ирландии рябиновый кол вбивали в труп, чтобы тот не ожил. В "Сказании о Кухулине" три Ведьмы проткнули рябиновыми прутьями собаку, священное животное Кухулина, чтобы убить ее наверняка.

Рябину использовали оракулы, что объясняет неожиданное наличие обширных зарослей рябины на Рюгене и других янтарных островах Балтийского моря, некогда служивших святилищами для оракулов, и ее нередкое присутствие близ древних каменных кругов, отмеченное Джоном Лайтфутом в "Flora Scotica" (1777).

Второй месяц продолжается с 21 января по 17 февраля. На его середину (2 февраля) приходится важный кельтский праздник, ныне Сретение. Он знаменовал возвращение года к жизни и был первым из четырех "кардинальных дней", в которые британские Ведьмы справляют шабаши. Остальные дни приходились на канун Майского дня, праздник Урожая (2 августа) и День Всех Святых, когда год умирал. Эти дни соответствуют четырем большим ирландским праздникам костров, о которых упоминает Кормак, архиепископ Кашельский (X век). В Ирландии и Шотландии 2 февраля очень удачно приходится на день Св. Бригиты, бывшей Белой Богини, животворящей Тройственной Музы. Связь рябины с праздником костров на Сретение показана в "Книге Баллимота" в огаме Моранна Макмейна: он поэтически называет рябину "упоение очей, а именно, Luisiu - пламя".

0

4

NION - N

Третье дерево - ясень. В Греции ясень был священным деревом Посейдона, второго бога из ахейской троицы; широкое распространение имел культ Нимф Мелий, духов ясеня. По Гесиоду, Мелии возникли из капель крови Урана, которого оскопил Кронос. Три из пяти магических деревьев Ирландии - дерево Торту, дерево Дати и ветвистое дерево Уснех - ясени. В 665 году их срубили, что символизировало победу христианства над язычеством. Еще в XIX веке в Киллуре рос потомок священного дерева Кривна, тоже ясень. Это дерево не позволяло утонуть, и эмигранты, отправлявшиеся в Америку после Картофельного мора, брали с собой щепочки ясеня. В британском фольклоре ясень - дерево возрождения. Джилберт Уайт рассказывает в "Истории Селборна", как когда-то лечили грыжу у детей: перед восходом Солнца их проводили нагишом через расщепленный ствол ясеня с отрубленной верхушкой. В отдаленных уголках Англии этот обычай сохранился до 30-х годов XIX века. Из ясеня был сделан жезл друида с украшением в виде спирали, найденный недавно в Англии и датируемый началом I века. В связи с "Битвой Дерев" упоминается величественный ясень Иггдрасиль, священное дерево Водена (Вотана, Одина, Гвидиона), который служил ему боевым конем. Получил он его от Тройственной Богини, Которая, как три Норны скандинавской легенды, вершила под ясенем Свой суд. Оставшись покровителем лошадей, Посейдон стал еще и богом мореплавателей, когда ахейцы начали выходить в море; то же произошло и с Воденом, когда начал выходить в море его народ. В древнем Уэльсе и Ирландии из ясеня делали весла и каркасы для лодок; ясеневыми прутьями погоняли лошадей, хотя иногда предпочитали безпощадный тис. Упоминаемая Гвионом жестокость ясеня заключается в том, что его тень вредна для трав и злаков. В тени ольхи, наоборот, злаки растут хорошо. Веточками ясеня образованы буквы в руническом алфавите Одина; корни ясеня удушают корни других лесных деревьев. Ясень - дерево могущества морской стихии или силы, заключенной в воде. Другое имя Водена - Иггр, от которого образовано слово "Иггдрасиль", - несомненно, связано со словом hygra, по-гречески "море" (дословно - "влажная стихия").

Третий месяц - месяц весеннего половодья, продолжается он с 18 февраля по 17 марта. В первые три месяца ночи длиннее, чем дни, и Солнце все еще пребывает во власти Ночи. Этруски не включали их в священный год.

0

5

FEARN - F

Четвертое дерево - ольха, дерево Брана. В "Битве Дерев" ольха сражается в первых рядах, а под этим подразумевается, что F - одна из первых пяти согласных в алфавитах Бет-Луис-Нион и Бойбел-Лот. В ирландской "Песни лесных деревьев" Оссиана [2] об ольхе говорится как о "самой воинственной Колдунье в лесу, дереве, самом пылком в бою". Подобно иве, тополю и каштану, ольха плохо горит, но углежоги считают, что из нее получается отличный древесный уголь. Ее связь с огнем показана в "Сказании о Бранвен", где племянника Брана, Гверна (ольха), сжигают на костре. В сельских районах Ирландии порубка священной ольхи считается преступлением и наказывается сожжением дома преступника. Ольха надежно противостоит разлагающей силе воды: ее клейкие листья дольше других сопротивляются зимним дождям, а древесина долго не гниет, из нее делают акведуки и сваи. На ольховых сваях стоит Риальто в Венеции и некоторые средневековые соборы. Римский архитектор Витрувий сообщает, что ольховые сваи использовали, когда гатили дорогу через болота Равенны.

В этом смысле связь Брана с ольхой четко прослеживается в "Сказании о Бранвен". Свинопасы (жрецы-оракулы) короля Ирландии Матолуха видят в море лес и не могут понять, что это такое. Бранвен говорит им, что это идет мстить за Нее флот Брана Благословенного. Корабли бросают якорь близ берега, Бран со своими людьми переходит по мелководью на берег и переносит свое добро; затем он наводит мост через реку Линон, хоть ее охраняет волшебное заклятие: он ложится поперек реки, а сверху на него накладывают мостки. Другими словами, на сваях из ольхи строят сначала пристань, а затем мост. О Бране говорили: "Ни один дом не вместит его". На загадку "Чего не вмещает ни один дом?" ответ прост: "Свай, на которых он стоит", ибо самые первые дома в Европе строили у озер на сваях из ольхи. С одной стороны, "поющая голова" Брана - это мумифицированная вещая голова священного царя, с другой - "голова" (то есть верхушка) ольхи. Из зеленых ольховых веток получаются отличные свистульки, а по словам моего приятеля Рикардо Сикре-и-Серда, мальчишки местечка Серданья в Пиренеях из поколения в поколение передают друг другу следующее присловье по-каталонски:

Бернг, Бернг, кожу сбрось,
Ты у меня нежно запоешь.

Эти слова повторяют, обстукивая кору веткой ивы, чтобы ее легче было снять. Бернг (или Вернг на близком к каталонскому языку наречии жителей Майорки) - все тот же Бран. К нему обращаются от имени Богини Ивы. То, что кору обстукивают именно ивой, а не другой веткой ольхи, позволяет предположить, что этими свистульками Колдуньи призывали разрушительные ветры, в частности северный. Точно таким же способом делали и дудочки с несколькими отверстиями, так что "поющая голова" Брана - это дудка из ольхи. В Харлехе, где "голова" Брана пела семь лет, мимо скалы Касл протекает ручей, на котором стоит водяная мельница, - место, вполне подходящее для священной ольховой рощи. Возможно, за легендой об Аполлоне, который велел содрать кожу с Марсия, игравшего на флейте, скрывается то, что при изготовлении дудочек с ольхи снимают кору.

В древней Ирландии из ольхи делали ведра для молока и другую посуду. Отсюда ее поэтическое название в "Книге Баллимота" - Comet lachta ("стерегущая молоко"). Связь Брана-Кроноса, ольхи, с Реей-Ио, белой лунной коровой, очень важна. В Ирландии Ио называли Glas Gabhnach ("пустомолочная"): она давала реки молока, но не родила ни одного теленка. Ее выкрал в Испании летающий карлик кузнец Гавида; за один день в сопровождении семи его сыновей (вероятно, это дни недели) она сделала круг по всей Ирландии. Ее именем назвали Млечный Путь - Bothar-bo-finne ("След Белой Коровы"). Как сообщается в "Трудах Великой Академии бардов", ее убил Гуайре по просьбе Жены Шонкана Торпеста, а согласно "Истории Ирландии" Китинга, она была отомщена в 528 году. За убийство другой священной коровы верховный король Ирландии Диармайд был убит своим старшим сыном.

О связи Брана с Западным океаном говорит название возвышающегося над Краем Земли самого западного холма Британии - Каер Бран.

В греческих и римских мифах ольха почти не упоминается, вероятно, потому, что ее сменило другое дерево-оракул - дельфийский лавр. Тем не менее, в "Одиссее" и "Энеиде" есть два важные упоминания об ольхе. В "Одиссее" ольха названа первым из трех деревьев воскрешения (два других - тополь и кипарис), из которых состоит роща возле пещеры Калипсо, Дочери Атласа, на Ее острове блаженных Огигии; в роще вьют гнезда крикливые морские вороны (священные птицы Брана в Британии), соколы и совы. В связи с этим становится понятно, почему, рассказывая в "Энеиде" о Сестрах солнечного героя Фаэтона, Вергилий говорит, что, оплакивая Своего брата, Они превратились не в рощу тополей, как у Еврипида и Аполлония Родосского, а в заросли ольхи на берегах реки По: по-видимому, это был еще один остров блаженных. Греческое слово "ольха" (cle/thra) происходит от cleio - "закрываю", "заключаю". Объясняется это, видимо, тем, что выросшие вдоль берега заросли ольхи заточают героя на острове оракула. Вероятно, острова оракула были сначала речными, а не морскими.

Ольха была и остается известной тем, что дает три замечательные краски: красную из коры, зеленую из цветков, коричневую из веток, что символизирует огонь, воду и землю. В "Словаре вышедших из употребления слов" Кормака (X в.) ольха названа ro-eim - "то, что делает лицо красным". Отсюда можно заключить, что "герои, раскрашенные алым" из валлийских "Триад" (они же священные цари) были связаны с культом ольхи Брана. Одна из причин почитания ольхи священным деревом заключается в том, что, когда ее срубают, она, поначалу белого цвета, становится красной, как истекающий кровью человек. В британском фольклоре зеленый цвет ассоциируется с зелеными одеждами Фей; если предположить, что Феи - уцелевшие представители древних племен, изгнанные в горы и леса, то зеленый цвет Их одежд можно объяснить как защитный - в Средние века зеленое носили лесники и преступники. Использовали зеленую краску, по-видимому, с очень древних времен. Но прежде всего ольха - это дерево огня, а сила огня позволяет избавить землю от воды. Ольховая ветвь, по которой Брана узнали в "Cad Goddeu", это знак воскресения - почки на ней расположены спиралью. А спираль - символ еще более древний: ранние шумерские святыни представляют собой "дома духов", вроде тех, что есть в Уганде, по краям этих домов стоят спиралевидные столбы.

Четвертый месяц продолжается с 18 марта, когда начинает цвести ольха, по 14 апреля, когда под весенним солнцем высыхают воды паводка. На этот период приходится день весеннего равноденствия: день становится длиннее ночи и солнце входит в пору зрелости. Если, выражаясь языком поэзии, ясень - это весла и каркас лодки, на которой Дух года добирается через разливы до сухой земли, то ольха - сваи, на которых среди зимних половодий возвышается его дом. В греческой мифологии Ферн (Fearn, Bran) фигурирует как царь Фороней (Phoroneus), правитель Пелопоннеса. В Аргосе, основателем которого он якобы являлся, его почитали героем. У Гелланика Лесбосского, просвещенного современника Геродота, Фороней - отец Пеласга, Иаса и Агенора, после его смерти поделивших между собой его царство: другими словами, Форонея на Аргосе почитали с незапамятных времен. Посетивший Аргос Павсаний пишет, что Фороней был мужем Сердо (Белая Богиня в образе Музы), его отцом был речной бог Инах, а Матерью - Нимфа Мелия (ясень). В древесном календаре ольха следует за ясенем и растет возле рек, так что эту родословную можно считать вполне уместной. Павсаний, который отождествляет Форонея и Ферна (Fearn), не принимая в расчет легенду о Прометее, превращает Форонея в изобретателя огня. Гигин называет его Матерью Аргейю (ослепительно белая), а это вновь Белая Богиня. Таким образом, Фороней, подобно Брану и прочим священным царям, был рожден Белой Богиней, женат на Ней и Ею погребен. Погребала его Богиня смерти Гера Аргейя, Которой он якобы первой принес жертвы. В данном случае Фороней - это Феариней (Fearineus), бог весны; ему ежегодно приносили жертвы в день весеннего равноденствия на горе Крона в Олимпии. [3] Когда речь заходит о его поющей голове, сразу же вспоминается Орфей (Orpheus), чье имя, возможно, происходит от Orphruoeis ("растущий на берегу реки"), т.е. "ольха".

Кое-где в Средиземноморье ольху, судя по всему, заменял кизил. Его латинское название cornus происходит от cornix ("ворона"). Ворона - священная птица Сатурна или Брана, она поедает красные "вишенки" кизила, как у Гомера их поедали свиньи Кирки. Овидий усматривает связь кизила с дубом, питавшим людей в век Сатурна. Как и из ольхи, из кизила получают красную краску. Это дерево почитали в Риме священным: место для постройки Рима было выбрано там, где упало кизиловое копье Ромула. Соответствие кизила месяцу марту подтверждается тем, что в середине марта он покрывается белыми цветами.

0

6

SAILLE - S

Пятое дерево - ива. В Греции это священное дерево Гекаты, Кирки, Геры и Персефоны (все воплощения Тройственной Лунной Богини как Смерти), иве особо поклонялись колдуньи. Кулпепер в "Полном травнике" говорит о ней кратко: "Принадлежит Луне". На севере Европы ее связь с колдуньями настолько тесна, что слова Witch ("Колдунья") и wicked ("злой, нечестивый") происходят от одного и того же древнего названия ивы (отсюда и wicker - "ивовые прутья"). В сельской Англии для изготовления "помела Ведьмы" (Witch's besom) по-прежнему берут ясеневый кол, березовые ветки и вязанки ивовых прутьев. Береза изгоняет злых духов, застревающих на помеле; ясень - чтобы не утонуть (Колдуньи совершенно беззащитны, если отобрать у Них помело и бросить в воду); ива - в честь Гекаты. В ивовых корзинах друиды приносили человеческие жертвы в полнолуние, ритуальный кремневый нож имел форму листа ивы. Ива (helice по-гречески, salix по-латыни) дала имя Геликону, обители девяти Муз, оргиастических Жриц Лунной Богини. Возможно, до Аполлона предводителем этих Муз, равно как и хранителем Дельфийского оракула, был Посейдон, ибо роща на Геликоне даже в классический период была посвящена ему. Согласно Плинию, ива росла возле пещеры на Крите, где родился Зевс, а А. Б. Кук, рассказывая в книге "Зевс" о нескольких монетах из Гортины на Крите, делает предположение, что Европа (на монетах Она сидит в ветвях ивы с ивовой корзинкой в руке, Ее заключает в любовные объятия Орел) - это не только Eur-ope, "Широколицая", т.е. Полная Луна, но и Eu-rope - "Та, что в цветущих ветвях ивы", иначе говоря - Гелика, Сестра Амалфеи. Веточка ивы, которую носят на шляпе в знак неразделенной любви, первоначально служила амулетом, оберегавшим от ревности Лунной Богини. Ива выбрана Ее священным деревом по многим причинам. Ива больше других деревьев любит воду, а именно Лунная Богиня - Подательница росы и влаги вообще; листья и кора ивы, из которых получают салициловую кислоту, - прекрасное средство от приступов ревматизма, которые, как раньше считалось, вызывает колдовство. Главная оргиастическая птица Богини - вертишейка [4] (птица-змея, или кукушкина подружка), она прилетает весной, шипит, как змея, может распластаться на ветке, в гневе поднимает хохолок, вертит шеей, откладывает белые яйца, поедает муравьев и имеет на перьях V-образные отметины, напоминающие отметины на чешуе священных змей в Древней Греции. Она вьет гнезда только на ивах. Из ивы делали ликносы, решетчатые корзины, через которые в древности веяли зерно. Именно в этих корзинах, "грохотах", Колдуньи из Северного Бервика, как Они признались королю Иакову I, отправлялись в море на шабаш. На знаменитой картине Полигнота в Дельфах изображен Орфей, когда он, прикоснувшись к иве в роще Персефоны, получает дар мистического красноречия - сравните наставление в "Песни лесных деревьев":

"Дерево иву не жги, свято оно для поэтов".

Ива - колдовское дерево, пятое по счету в году, а пятерка (V) - священное число Минервы, Лунной Богини римлян. Этот месяц продолжается с 15 апреля по 12 мая, на его середину приходится Майский день с его бурными оргиями и чудодейственными росами. Возможно, шествие с ветками вербы и Вербное воскресенье (переходящий праздник, обычно выпадающий на начало апреля) - обычай, которым когда-то отмечали начало месяца ивы.

0

7

UATH - H

Шестое дерево - боярышник, или мэй - по названию месяца мая (may). Вообще-то это дерево несчастливое. Имя, под которым оно встречается в ирландских Брихонских установлениях - sceith, очевидно, связано с индоевропейским корнем sceath или sciath, "вред". Отсюда английское scathe ("ущерб", "вред") и греческое a-scethes ("невредимый"). В этом месяце в Древней Греции, как и в Британии, люди одевались в старую одежду - обычай, упомянутый в поговорке "Ne'er cast a clout ere May be out" - "Обносок не снимай, покуда месяц май". Имеется в виду вовсе не переменчивая английская погода; такая же поговорка известна в северо-восточной Испании, где к Пасхе устанавливается жара. В мае воздерживались от половой жизни, что объясняет, почему май считался несчастливым месяцем для свадеб. В Греции и Риме в мае убирали в храмах и мыли статуи богов: это был месяц подготовки к празднику летнего солнцеворота. Имя греческой Богини Майи, хотя в английской поэзии Она предстает "вечно прекрасной и юной", происходит от слова Maia - "Бабушка": Она была злой Колдуньей, а Ее сын, Гермес, сопровождал души умерших в ад. На самом деле это Белая Богиня, Которая под именем Кардеи околдовывала боярышником. У греков, если свадьбу играли раньше этого несчастливого месяца (считалось, что брак противен Богине), Ее старались умилостивить пятью факелами из боярышника и его цветками.

В "Римских вопросах" Плутарх спрашивает: "Почему римляне не сочетаются браком в мае?" и дает верный ответ: "Не потому ли, что в этом месяце они проводят великий обряд очищения?" Он поясняет, что в этом месяце в реку бросали кукол argeioi ("белые люди") как приношение Сатурну. Овидий в "Фастах" рассказывает о вещем предсказании Жрицы Юпитера по поводу замужества его Дочери: "До июньских ид (середина месяца) не будет счастья ни Невестам, ни женихам. До тех пор, пока желтые воды Тибра не унесут в море мусор из храма Весты, я не буду ни расчесывать волосы, которые обрезала в знак траура, ни стричь ногти, ни спать с Моим мужем, хотя он и жрец Юпитера. Не спеши. Твоя Дочь будет счастлива в браке, когда в очищенном жертвеннике возгорится огонь Весты". Завершались плохие дни 15 июня; в Греции несчастливый месяц начинался и заканчивался чуть раньше. По сведениям церковного историка Созомена из Газы (V век), в это же время проходила Терпентинская ярмарка в Хевроне, предполагавшая запреты на новую одежду и половую жизнь с той же целью - очищение священных изображений.

В валлийской мифологии боярышник - это злой вождь великанов Аспадатен Пенкаур, отец Олвен ("Той, что оставляет Белый След") - еще одно имя Белой Богини. В "Сказании о Килхухе и Олвен" (Килхух назван так потому, что его нашли в свином хлеву) Великан Боярышник делает все возможное, чтобы помешать женитьбе Килхуха на Олвен и требует приданого из тринадцати сокровищ, которые, конечно же, раздобыть невозможно. Жил этот великан в замке, его охраняли девять привратников и девять сторожевых псов, что подтверждает, насколько строгим был запрет на женитьбу в месяц боярышника.

Погубившего старое дерево боярышника в Ирландии ожидало великое несчастье. Два случая из XIX века приводит И. М. Халл в книге "Фольклор Британских островов". У нарушившего запрет могла пасть скотина, он мог потерять детей и все состояние.

В исследовании "Боярышник в истории Британских островов" Воэн Корниш приводит немало документальных свидетельств и описывает священные деревья в гэльских провинциях, которые растут у источников. Например, "боярышник святого Патрика" в городке Тинахели в графстве Уиклоу: "Верующие присутствовали 4 мая, должным образом обошли источник и, оторвав по лоскуту от одежд своих, повесили на боярышник". Корниш добавляет: "Это день св. Моники, но действия их мне непонятны". День св. Моники соответствует 15 мая по старому стилю, следовательно, это была церемония в честь только что начавшегося месяца боярышника. Верующие отрывали лоскуты от одежд, дабы выказать свою скорбь и умилостивить божество.

Таким образом, боярышник - дерево строгого целомудрия. Месяц начинается 13 мая, когда зацветает боярышник, и заканчивается 9 июня. Следует, однако, отличать применение боярышника в аскетических целях в честь Богини Кардеи от того, как впоследствии его использовали на оргиях в честь Богини Флоры, чем объясняется средневековый английский обычай выезжать утром в Майский день за цветами боярышника и танцевать вокруг Майского дерева. Аромат цветущего боярышника напоминает запах Женщины; в Турции цветущая ветка боярышника считается эротическим символом. Корниш приводит доказательства того, что культ Флоры появился на Британских островах в конце I века до Р.Х. во время второго нашествия белгов, и добавляет, что Гластонберийский терн, который расцветал на старое Рождество (5 января по новому стилю) и был срублен пуританами во время революции, представлял собой разновидность боярышника. Это дерево навсегда осталось в истории благодаря гластонберийским монахам. Они освятили его, введя новые подробности истории о посохе Иосифа Аримафейского и терновом венце, чтобы цветы боярышника, обычно появляющиеся не раньше Майского дня, не использовали на оргиях.

Возможно, оргиастическим боярышником был и Старый куст, выросший возле собора св. Давида: этим можно объяснить легенду о таинственном рождении Давида.

0

8

DUIR - D

Седьмое дерево - дуб, дерево Зевса, Юпитера, Геракла, Дагды (предводителя древних ирландских богов), Тора и других божеств грома, Яхве в его ипостаси Эль (El) и Аллаха. Нет нужды распространяться о царственном достоинстве дуба: многим известны рассуждения сэра Джеймса Фрэзера в "Золотой ветви" о принесении в жертву немийского царя-дуба в день летнего солнцеворота. Костры в честь этого праздника разводили непременно из дубовых поленьев, ими же поддерживали огонь Весты в Риме, да и обычный костер зажигали от дубового полена. Когда Гвион пишет в "Cad Goddeu": "Его "дверей страж крепкий" зовет и друг, и враг", он имеет в виду, что двери чаще всего делали из дуба - самого прочного и не знающего износа дерева, и что слово duir (название дуба в алфавите Бет-Луис-Нион) во многих европейских языках означает "дверь": древне-кельтское dorus, латинское forus, греческое thura и немецкое Tur произошли от санскритского dwar, да и еврейская буква Daleth означает "дверь" (вместо l в этом слове когда-то стояла буква r).

Середина лета - время цветения дуба, дерева стойкости и победы, о котором, как и о ясене, говорят, что он "притягивает к себе молнию". Считается, что корни дуба уходят в землю на глубину, равную высоте его кроны (об этом пишет Вергилий), почему он и символизирует бога, законы которого правят и небесами, и преисподней. Некогда молниями были вооружены и бог ясеня Посейдон, и бог дуба Зевс, но после того, как ахейцы покорили эолийцев, молния Посейдона превратилась в трезубец, и право метать молнии осталось за Зевсом. Возможно, дубовые оракулы были введены в Греции ахейцами: сначала они, подобно франкам, обращались за советом к буку, но, поскольку буков в Греции нет, использовали его ближайшее подобие - дуб с его съедобными желудями, дав ему имя phegos, то есть fagus - "бук" по-латыни. Как бы то ни было, додонский дуб-оракул назывался phegos, а не drus; как утверждает Аполлоний Родосский, оракульный корабль "Арго" был в основном построен из этого дерева. Но более вероятно то, что оракул в Додоне существовал за много веков до появления ахейцев и что прав был Геродот, утверждавший вслед за египетскими жрецами, что культ черной голубки и дуба Зевса в Аммоне в ливийской пустыне и культ дуба-оракула Зевса в Додоне относятся к одному и тому же времени. Профессор Флиндерс Петри утверждает, что религиозный союз между Ливией и материковой Грецией имел место еще в третьем тысячелетии до Р.Х. Дуб в Аммоне принадлежал племени гарамантов, греки считали их прародителя Гараманта "первым из людей". Зевс из Аммона был чем-то вроде Геракла с головой барана и напоминал бараноголового Осириса и Аммона-Ра - бога Солнца с бараньей головой из египетских Фив, откуда, по Геродоту, черные голубки летали в Аммон и Додону.

Этот месяц, который ведет свое название от бога-дуба Юпитера, начинается 10 июня и заканчивается 7 июля. На его середину приходится Иванов день, 24 июня, когда царя-дуба приносили в жертву, сжигая его заживо. Кельтский год делился на две части; вторая половина начиналась в июле, по-видимому, после семидневного поминания или погребального пира в честь царя-дуба.

Подобно Гвиону, сэр Джеймс Фрэзер отмечает близость слова "дверь" в индоевропейских языках и указывает, что "дверей страж крепкий" - это Янус, два лица которого обращены в разные стороны. Как обычно, он не доводит свои рассуждения до конца. Лицо Дуира, бога месяца дуба, обращено в две стороны потому, что он находится на поворотном пункте года, а это уравнивает его с богом-дубом Гераклом, который после смерти стал привратником богов. Его, наверное, можно отождествить с британским богом Хлиром (Хлутом, Нутом), богом моря, то есть богом мореплавателей бронзового века, который был "отцом" Крайтилад (Корделии), одной из ипостасей Белой Богини; согласно Гальфриду Монмутскому, могила Хлира в Лейстере расположена в склепе, сооруженном в честь Януса. Гальфрид пишет:

"А Кордейла, Дочь Леира, взяв в Свои руки бразды правления, погребла отца в подземелье, которое приказала соорудить под рекой Сорой в городе Легецестрии. Это подземелье было посвящено двуликому Янусу. Все городские ремесленники приступили к работам над этим сооружением и завершили его лишь по прошествии года, накануне торжеств в честь упомянутого божества".

Хлир - бог доримского времени, и это позволяет нам утверждать, что он, подобно Янусу, был двуликим и покровительствовал Новому году, только год у кельтов начинался не зимой, а летом. Гальфрид не указывает дату поминального пира, скорее всего, его проводили в конце июля.

Старинные ярмарки батраков в английских деревнях проходили обычно между мартом и октябрем в день местного святого. ("На престольный праздник Банбери поспевают рожь и клевер. На Рэнбери созревают ранние яблоки". См. "Словарь диалектов английского языка"). Однако, поначалу они, должно быть, приходились на праздник Урожая между сенокосом и уборкой хлеба. К тому, что эти праздники были поминками по мертвому царю, я еще вернусь. Англосаксонской разновидностью Лугомасса (пира в честь бога Луга или Хлеу) был "хлаф-масс" - "хлебная месса", связанная с уборкой хлеба и убийством царя-Зерна.

Упоминание о Хлире как о Янусе имеется, как я полагаю, в конце пророчества Мерлина королю-язычнику Вортигерну и его друидам, о котором пишет Гальфрид Монмутский:

"Не будет больше священнослужителей у Януса. Закроется его дверь и останется закрытой в Ариадниных щелях".

Иными словами, древняя религия друидов, основанная на культе дуба, будет сметена христианством, а дверь - бог Хлир - будет томиться в забвении в замке Арианрод, Corona Borealis.

Это позволяет лучше понять связь римского Януса и Белой Богини Кардеи как Богини Дверных Петель, пришедшей в Рим из Альба Лонга. Она была той самой петлей, на которой поворачивался год (римский, а не этрусский), и Ее особое значение запечатлено в латинском прилагательном cardinalis (как мы выражаемся, "кардинальное значение"), которое применялось, в частности, к четырем главным ветрам; вплоть до классических времен считалось, что ветры подчиняются только Великой Богине. В образе Кардеи Она повелевала Небесной петлей за спиной Северного ветра, вокруг которой, как объясняет Варрон в труде "О сельском хозяйстве", вращается мельничный жернов Вселенной. Нагляднее всего эта концепция высказана в скандинавской "Эдде", где две Великанши, Фенья и Менья, Которые холодной полярной ночью вращают гигантский жернов Гротти, воплощают Собой то созидающую, то разрушающую Белую Богиню. Еще в одном эпизоде из скандинавской мифологии Богиня представлена в девяти ипостасях: девять Великанш, Которые вместе являются Матерями героя Рига, то есть Хеймдалля, основателя общественного строя скандинавов, и точно так же вращают вселенскую мельницу. Возможно, когда-то Янус не был двуликим: эту особенность он мог заимствовать у Самой Богини, Которую в дни Карменталий (праздник в честь Карменты), отмечаемых в начале января, называют Постворта и Антеворта - "Та, что смотрит назад и вперед". Тем не менее, крылатый и длинноволосый Янус появляется на очень древнем статире Маллоса, критской колонии в Киликии. Он отождествлен с солярным героем Талусом, на той же монете присутствует голова быка. На похожих монетах конца V века до Р.Х. в руке у него диск с восемью лучами, а из его двойной головы поднимается спираль безсмертия.

Теперь, наконец, я могу завершить свои рассуждения о замке Арианрод и "неподвижном обращении между тремя стихиями". Священного царя-дуба убивали в день летнего солнцеворота и отправляли в Corona Borealis, которой правила Белая Богиня и которая как раз в это время появлялась над горизонтом на севере. Однако из песни, приписываемой Аполлонием Родосским Орфею, известно, что Царица обращающейся Вселенной Евринома, или Кардея, - это Та же Рея с Крита; получается, что Рея обитает и у оси жернова, пребывая в неподвижном обращении, и на Млечном Пути. Можно предположить, что в более поздней мифологической традиции священный царь отправлялся служить Ей не в замок, а к жернову: так Самсон после того, как его ослепили и лишили силы, вращал жернов в темнице Далилы.

Еще одно имя Богини Жернова - Артемида Каллисто ("Прекраснейшая"), Ее священным животным в Аркадии была медведица в Афинах на празднике Артемиды Брауронии роль священных медведиц исполняли две Девочки десяти и пяти лет, одетые в честь Луны в шафранно-желтые одежды. Два созвездия, которые вращают жернов, по-прежнему называются Большой и Малой Медведицами. По-гречески Большую Медведицу Каллисто именуют также Helice, что значит и "Та, что вращает", и "ивовая ветка" - напоминание о том, что ива была священным деревом этой Богини.

Ранее, когда речь шла о Гвине, мы приводили свидетельство того, что культ дуба пришел в Британию с Балтики между 1600 и 1400 годами до Р.Х. Это позволяет считать, что алфавит Бет-Луис-Нион, в котором дуб - главное дерево, был составлен не ранее 1600 года до Р.Х., хотя рябину, иву, бузину и ольху, вероятно, использовали в сакральных целях уже раньше. Гвин ("Белый"), сын Хлира и Хлута, был похоронен в дубовом гробу-лодке в честь своего отца: он был подобием Осириса (а его соперник "Виктор, сын Иссушающего" - неким подобием Сета), впоследствии его отождествляли с королем Артуром. Префикс Win в названиях многих старинных городов Британии, происходит от его имени.

0

9

TINNE - T

Восьмое дерево - остролист (падуб), он цветет в июле. Остролист фигурирует в "Сказании о Гавейне и Зеленом Рыцаре", изначально ирландском. Зеленый Рыцарь - безсмертный великан, вместо дубинки у него куст остролиста. Он и сэр Гавейн (в ирландском варианте Кухулин), типичный Геракл, договариваются снести друг другу головы в противостоящие праздники Нового года (середина лета и середина зимы), но Рыцарь Остролист дарует Рыцарю Дубу жизнь. В балладе Робина Гуда "Женитьба сэра Гавейна" король Артур, обосновавшийся в Карлайле, говорит:

"...пришел на пустошь, вижу,
Что Дама там сидит
Меж падубом и дубом,
Вся в пурпурном Она".

Этой не названной по имени Дамой была, вероятно, Богиня Крайтилад, из-за Которой, в валлийском мифе, Рыцарь Дуб и Рыцарь Остролист будут сражаться в каждый первый день мая до Судного дня. В Средние века считалось, что св. Иоанн Креститель, лишившийся головы в Иванов день, унаследовал все титулы и особенности царя-дуба, поэтому естественно предположить, что Иисус Христос, как милосердный продолжатель его дела, наследовал царю-остролисту. По этой причине остролист прославлен больше, чем дуб. Например, слова из рождественской песенки "Остролист":

"Из всех дерев, что есть в лесу,
С венцом лишь Остролист" -

восходят к "Песни лесных деревьев": "Сомненья нет, что остролист всех лучше из дерев". В этой рождественской песенке с подобающим припевом о "восходящем Солнце и бегущем олене" в каждой строфе то или иное свойство остролиста (белизна цветков, алый цвет ягод, острота шипов, горечь коры) соотносится с рождением или страстями Христа. Holly ("остролист") значит holy ("святой"). И все же коренной обитатель Британских островов, остролист, вряд ли изначально входил в число деревьев алфавита Бет-Луис-Нион: вероятно, он заменил вечнозеленый красный дуб, с которым у него много общего, включая ботаническое название ilex, и который появился на Британских островах лишь в XVI веке. Красный (кермесоносный, каменный) дуб - вечнозеленый близнец обычного дуба; его древнегреческие названия (prinos и hysge) используются в новогреческом применительно к остролисту. Колючими листьями этого дуба питается кермесовый червец - насекомое алого цвета, напоминающее ягоды остролиста (одно время его и принимали за ягоды). В древности из кермесового червеца делали царский пурпур и любовное снадобье. В английском переводе Библии слово "дуб" иногда переводится "терпентинное дерево", а иногда как "красный дуб"; эти два дерева образуют в религиозных верованиях Палестины священную пару. Как царь Иудейский, Христос был облачен в багряницу (Мф.27:28).

Буквы D и T можно считать близнецами: они "белоснежные, как лилии, мальчики, одетые в зеленое" из средневековой песенки "Зеленый тростник". D - это дуб, царствующий, когда год возрастает, священный дуб друидов, дуб из "Золотой ветви". T - вечнозеленый дуб, царствующий, когда год убывает, дуб кровавый: роща вечнозеленых дубов близ Асопа Коринфского была посвящена Фуриям. Словом Dann, или Tann (эквивалент Tinne), кельты обозначали любое священное дерево. В Галлии и Британии оно значило "дуб", в кельтской Германии - "ель"; в Корнуолле glas-tann ("священное зеленое дерево") обозначало вечнозеленый каменный дуб, а английский глагол to tan ("дубить") возник с началом использования его коры при дублении. Однако в древней Италии во время зимних сатурналий землепашцы использовали не вечнозеленый дуб, а остролист. Галльского бога грома звали Таннус, а бога грома, вооруженного молнией-трезубцем, - Тина; его культ этруски заимствовали у гэльских племен, среди которых поселились.

К сожалению, отождествление миролюбивого Христа с остролистом или каменным дубом - явный поэтический просчет, разве только иметь в виду его слова, что не мир он принес, но меч. Палачом своего брата-близнеца обычно был танист: на Т-образном кресте распинали царя-дуба, а не царя-остролиста. Лукиан в "Слушании гласных в суде" (ок.160 г.) предельно ясен:

"Мужи возопили, оплакивая свою участь, и проклинают Кадма, который ввел тау в семейство букв; говорят, будто тело этой буквы взяли за образец тираны, ее облику они подражали, когда ставили столбы, чтобы распинать людей. Stauros зовется это мерзкое сооружение, и от буквы тау ведет оно мерзкое имя свое. И что же, после всех этих преступных деяний, разве не заслуживает тау смерти, нет, множества смертей? Лично я не знаю ничего хуже ее очертания - она передала его распятию, прозванному по ее имени Stauros".

В гностическом Евангелии от Фомы, сочиненном примерно в это же время, в споре Иисуса с его школьным учителем возникает тема буквы Т. Учитель, ударив Иисуса по голове, предрекает ему распятие. Во времена Иисуса еврейская буква тав, последняя буква алфавита, по виду напоминала греческую тау.

Остролист правит восьмым месяцем, а восемь, как число возрастания, прекрасно подходит месяцу жатвы ячменя, который продолжается с 8 июля по 4 августа.

0

10

COLL - C

Девятое дерево - орешник во время сбора орехов. В кельтских легендах орех символизирует средоточие мудрости: нечто вкусное, емкое, питательное, заключенное в твердую скорлупу, как мы говорим: This is the matter in a nut-shell - "Вот вкратце и все" (досл. "Вот суть дела в ореховой скорлупе"). В "Dinnshenchas" Реннеса, одном из самых важных и древних трудов по топографии Ирландии, описывается прекрасный источник Коннла близ Типперери. Над ним росли девять орешников поэзии, дающих одновременно цветы и плоды (то есть красоту и мудрость). Орехи падали в источник, и их поедали там лососи, причем, сколько орехов они проглатывали, столько ярких пятен появлялось у рыб на чешуе. Как уже говорилось, в "Сказании о Фионне", чье имя принял Гвион, всякое познание в науках и искусствах связано с поеданием этих орехов. В Англии вплоть до XVII века с помощью вилкообразной ореховой ветки искали не только клады и труднодоступные источники, как сейчас, но и виновных в убийстве и воровстве. В "Книге св. Альбана" (издание 1496 года) дается рецепт, как стать невидимым. Для этого вовсе не обязательно есть семена папоротника, достаточно взять в руки ореховую палку в полтора фасома [5] длиной с воткнутой в нее зеленой веточкой орешника.

Буква Coll обозначает у бардов цифру 9: это священное число Муз, к тому же орешник начинает плодоносить через девять лет. Орешник почитали как Bile Ratha, "досточтимое дерево крепости" - той самой крепости, в которой обитает Aes Sidhe поэзии. От него происходит и имя бога Маккола ("сын орешника"), одного из трех древних царей Ирландии, о чем рассказывает "История Ирландии" Китинга. Его братьев звали Маккихт ("сын плуга") и Макгрейн ("сын Солнца"). Братья сыграли тройную свадьбу с Тройственной Богиней Ирландии - Эйре, Фодлой и Банбой. Поначалу кажется, что это предание о том, как патриархальные пришельцы сокрушили систему Матриархата. Но поскольку Грейне (Солнце) была не богом, а Богиней, а земледелием и мудростью ведала Тройственная Богиня, становится очевидным, что пришельцы поклонялись Тройственной Богине и перенесли свою сыновнюю привязанность к Ней на Тройственную Богиню новой земли.

Из легенды фениев о Старой истекающей лещине оказывается, что это дерево мудрости можно использовать для разрушения. Орешник сочился ядовитым молоком, на нем не было листвы, в его ветвях обитали грифы и вороны, птицы ворожбы. Он был расщеплен надвое после того, как в развилку дерева поместили голову мертвого бога Балора, а когда Фионн сделал из орешника щит, от его вредоносных испарений враги падали замертво тысячами. Ореховый щит Фионна - символ стихотворения, несущего проклятие. Выражение Гвиона из "Cad Goddeu" "...орешник судиею" связано с представлением о нем как о дереве герольдов-друидов: в древности ирландские герольды носили белый ореховый жезл. Орешник - дерево мудрости; его месяц продолжается с 5 августа по 1 сентября.

0

11

MUIN - M

Десятое дерево - виноградная лоза в пору сбора урожая. Лоза - не коренной обитатель Британии, но немаловажный motif [6] в ее искусстве бронзового века. Возможно, и сам виноград, и его символику принесли не север данаанцы. Кое-где на укрытых от ветра южных склонах виноград давал неплохой урожай. Но его нельзя было считать дикорастущим деревом, пришлось, видимо, для замены, обратиться к ежевике: она плодоносит в то же время, у нее такого же цвета ягоды и такой же формы листья, да и вино из нее получается крепкое. Во всех кельтских странах запрещалось есть ежевику. В Бретани говорят, что это a cause des fues ("из-за Фей"). На Майорке другое объяснение: из ежевики был сплетен терновый венец, а ее ягоды - кровь Христа. В Северном Уэльсе мне в детстве говорили, что ягоды ежевики ядовитые. В Девоншире ежевику не едят после сентября, когда "в нее вселяется дьявол". Это подтверждает мою мысль о том, что замена винограда на ежевику была обычным для западной Британии явлением. Виноград посвящен фракийскому Дионису и Осирису, а золотая виноградная лоза - один из главных мотивов в орнаментах иерусалимского Храма. Это дерево радости, опьянения и ярости.

Месяц продолжается со 2 по 29 сентября и включает в себя день осеннего равноденствия.

0

12

GORT - G

Одиннадцатое дерево - плющ в пору цветения. Во Фракии и Фессалии октябрь - время Вакханалий, когда по горам носились опьяненные Бассариды: Они размахивали пихтовыми ветками Царицы Артемиды (или Ариадны), перевитыми плющом с ягодами желтого цвета - в честь Диониса (осеннего Диониса - не путать с Дионисом зимнего солнцеворота, который есть не кто иной, как Геракл), и у Каждой на правом плече была вытатуирована косуля. В экстазе Они раздирали на части молодых оленей, козлят, детей и даже взрослых мужчин. Плющ - священное дерево Осириса и Диониса. Виноград и плющ следуют друг за другом в конце года и означают возрождение, вероятно, потому, что это единственные в алфавите Бет-Луис-Нион растения, растущие спиралью. Виноград - символ возрождения еще и потому, что его сила сохраняется в вине. В Англии заросли плюща служили знаком винной лавки, отсюда и поговорка: "Хорошему вину не нужны заросли". А в Тринити-колледже в Оксфорде до сих пор варят эль из плюща - крепкий средневековый напиток в память в память о студенте Тринити-колледжа, убитом студентами Баллиол-колледжа. Возможно, Бассариды пили "пихтовый эль", сваренный из пихтовой живицы с добавлением плюща, или жевали листья плюща, также оказывающие опьяняющее воздействие. Однако главным наркотиком Менад был amanita muscaria, мухомор пятнистый (spotted toadstool): только он мог вызвать такой приток физической силы. Вспомним Форонея, весеннего Диониса, изобретателя огня. Он возвел город Аргос, символом которого, по Аполлодору, была жаба (toad); а Микены, главная цитадель Арголиса, были названы так, по словам Павсания, потому, что Персей, ставший поклонником Диониса, нашел на этом месте мухомор. Дионису были посвящены два праздника - весенний Антестерион, "появление цветов" и осенний Мистерион, который, вероятно, значил "появление мухоморов" (mykosterion) и был известен как амброзия ("пища богов"). Не был ли Фороней (Phoroneus) также и тем, кто открыл в мухоморе божественный огонь, став поэтому Фринеем (Phrineus - "жабье существо") и Феарином (Fearinus - "весеннее существо")? Мухомор amanita muscaria не дерево, но растет под деревьями. На севере (от Фракии и кельтских стран до Северного полярного круга) - под березами, а на юге (от Греции и Палестины до экватора) - под пихтами и соснами. На севере мухомор ярко-красного цвета, на юге по-лисьи рыжеватый. Не объясняет ли это первенство пихты (буква А) среди гласных и березы (буква В) среди согласных? Не добавляет ли что-то к пониманию выражения "Христос, сын Альфы"?

(Соперничество между остролистом и плющом, о котором упоминается в средневековых английских песенках, не является, как может показаться, соперничеством между деревом смерти и деревом возрождения, между Тифоном-Сетом и Дионисом-Осирисом, а отражает противостояние полов. Возможное объяснение таково. Кое-где в Англии последний сноп с поля обвязывали плющом Осириса и называли Урожайной Девой, Невестой урожая или Плющ-Девицей. Крестьянин, который запаздывал с уборкой урожая, получал Плющ-Девицу в знак наказания и должен был хранить ее до будущего года. В результате у плюща появилось значение "Карга", "сварливая Жена", что соответствует его способности обвивать и душить деревья. Однако и плющ, и остролист ассоциировались с сатурналиями. Остролист - это дубинка Сатурна, плющ - гнездо его птицы, королька с золотистым хохолком. В святочное утро, в последний день его веселого правления, первым порог должен был переступить представитель Сатурна, черноволосый молодой человек. Его называли Остролист-Молодец и предпринимали все меры предосторожности, чтобы ему на пути не попалась Женщина. Таким образом, Плющ-Девица и Остролист-Молодец оказались противопоставлены друг другу; позже возник святочный обычай, по которому "остролисты-молодцы" и "плющ-Девицы" играли в фанты и пели друг другу задорные песни.)

Месяц плюща продолжается с 30 сентября по 27 октября.

0

13

PEITH - P (ИЛИ NGETAL - NG)

Двенадцатое дерево в списке О'Флаерти - калина, или водяная бузина, как бы указание на бузину последнего месяца. Однако Peith не является изначальной буквой, ею бритты заменили букву Ng, которую ни они, ни гаэлы не использовали, но которая входила в исходный набор букв. Растение, соответствующее Ng - это Ngetal, камыш, или тростник, который срезают в ноябре. Камыш пушистый, словно дерево растет из толстого корня, в восточном Средиземноморье он был древним символом царского достоинства. Скипетрами из тростника пользовались фараоны (поэтому пророк Исаия язвительно предрекал Египту, что его тростник завянет); когда Христа облачили в багряницу, в правую руку ему вложили царственный тростник. Из тростника делали стрелы, и потому он принадлежал фараону как живому богу-Солнцу, в знак своей власти рассылавшему стрелы во все стороны света. Число 12 означает устойчивую власть, что подтверждается ирландским обычаем крыть крышу камышом: дом не дом, пока у него нет крыши.

Месяц продолжается с 28 октября по 24 ноября.

0

14

RUIS - R

Тринадцатое дерево - бузина, которая растет у воды и ассоциируется с Ведьмами. Ягоды на ней сохраняются в течение почти всего декабря. В Британии издавна считается, что, если ребенка положить в колыбель из бузины, то он или зачахнет, или его защиплют Феи, поэтому колыбель делают из березы - дерева начала, отгоняющего злых духов. В Ирландии Колдуньи используют для помела палку из бузины, а не из ясеня. Несмотря на то, что цветки и кора бузины славятся лечебными свойствами, считается, что запах бузины вызывает болезни и смерть. Бузина приносит столько несчастий, что в "Петре Пахаре" Лэнгленда Иуда повесился именно на бузине. Спенсер соотносит бузину с траурным кипарисом, а Т. Скот пишет в "Philomythie" (1616):

"Проклятая бузина и смертоносный тис
С колдуньей [рябиной] и пасленом росли в их сени".

Короля Вильгельма Руфуса убил лучник, стоявший под бузиной. Из бузины якобы был сделан крест Распятия, а ритуальные кремневые ножи в форме листа бузины из мегалитических захоронений - свидетельство того, что бузину издавна связывали со смертью. По английскому поверью, жечь в очаге бузину значит "приводить в дом дьявола". Красивые белые цветки, распускающиеся в середине лета, превращают бузину в еще одну ипостась Белой Богини; это же относится к рябине. Бузина - дерево погибели; отсюда дошедшее до наших дней несчастливой число 13. Месяц продолжается с 25 ноября по 22 декабря, день зимнего солнцеворота.

0

15

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Стойкое представление о том, что между Луной и менструациями существует магическая связь, широко распространено. Вредоносная "лунная роса", которой пользовались фессалийские Колдуньи, была, по всей видимости, кровью первой Девичьей менструации, взятой в новолуние. Плиний посвящает этому предмету целую главу в "Естественной истории" и дает пространный перечень добрых и недобрых свойств Женщины во время месячных. От Ее прикосновения может завянуть виноградная лоза, плющ и рута, выцвести пурпурная ткань, почернеть белье в корыте, окислиться медь; Она способна выгнать пчел из улья и вызвать у лошади выкидыш. Но Она же может изгнать с поля вредителей, если обойдет его нагишом перед восходом Солнца, успокоить бурю на море, обнажив половые органы, вылечить нарыв, рожистое воспаление, водобоязнь и безплодие. В Талмуде сказано, что, если Женщина во время месячных пройдет между двумя мужчинами, один из них умрет.

[2] См. перевод Стэндиш О'Грейди в Книге поэзии гаэлов И. М. Халла. Прелестный, хотя и выхолощенный вариант этого стихотворения известен в Дартмуре. В нем рассказывается, какие деревья жечь, а какие нет:

От дуба будешь ты с теплом,
Коль стар и высох он;
Сосна, хоть даст приятный дух,
Да много искр при том.

Береза быстро прогорит,
Каштан - и не займется;
Боярышник - он всем хорош -
По осени руби.

Растает воском остролист:
Зеленым жги его.
Вяз только тлеет словно лен -
И не дает огня.

Бук на зиму себе бери
И тису не забудь.
Продать зеленой бузину
Не дело никому.

От груш и яблонь аромат
Тебе наполнит дом.
Пахнет ракитника цветком
От вишни в камельке.

А ясень - гладок, сероват -
Зеленый иль сухой.
Бери его и жги подряд:
Окупится стократ.

[3] Тем не менее, афинцы отмечали праздник Кроноса в начале июля в месяц Крониона или Гекатомбейона ("сотня мертвецов"), который сначала называли Некусион ("месяц трупов") на Крите и Гиацинтион - в честь Гиацинта, двойника Кроноса - сицилийцы. На июль приходилась уборка ячменя, и в Афинах Кронос - это Сабазий, "Джон Ячменное зерно". Он появлялся над землей в день весеннего равноденствия, и его неоднократную смерть радостно приветствовали песнями в честь сбора урожая. Связь Кроноса с ольхой была давно утрачена, хотя в Афинах у него по-прежнему был один храм с Реей, Царицей года, охраняемой львом. В день летнего солнцеворота Она становилась его Женой, а Ее священным деревом в Греции был дуб.

[4] Диониса называли Иингиес (Iyngies) - "вертишеечный", потому что в древности вертишейку использовали для приворотных заговоров. У поэта Каллимаха, жившего в III веке до Р.Х., Ио посылает вертишейку, чтобы завлечь в Свои объятия Зевса; его современник Никандр Колофонский сообщает, что девять пиерийских Девушек, вздумавших соперничать с Музами, были обращены в птиц, причем одна из Них - в вертишейку, а это значит, что вертишейка была священной птицей первоначальной Лунной Богини с горы Пиерия на севере Фессалии. Вертишейка считалась священной птицей в Египте и Ассирии.

[5] Фасом (fathom) - морская сажень, равная 6 футам = 1,83 м.

[6] Элемент, мотив (франц.).

0

16

AILM - A

Первое дерево - пихта, женское растение, листья которого напоминают листья тиса. В Греции пихта считалась священным деревом Лунной Богини Артемиды, Покровительницы Рожениц, в Северной Европе она была первым деревом новорожденных, что хорошо известно в связи с Рождеством. На Оркнейских островах, как пишет Роджер в книге "Общественная жизнь в Шотландии", вскоре после родов Мать и дитя "благословляли" горящей пихтовой веткой, трижды обнося ее вокруг кровати. Примечательно, что староирландское слово ailm означает также пальму, которая не является коренным обитателем Ирландии (впрочем, одна пальма росла в поместье моего деда в графстве Керри). Пальма - дерево рождения в Египте, Вавилоне, Аравии и Финикии - дает свое имя phoenix ("кровавая") Финикии, когда-то занимавшей все восточное Средиземноморье, и Фениксу, рождающемуся и возрождающемуся на пальме. Поэтической связью с рождением она обязана тому, что море - это Всеобщая Мать, а пальма предпочитает расти поближе к морю на песчаных соляных почвах: без соли молодая пальма чахнет. Пальма - древо Жизни в вавилонском сказании об Эдемском саде. По-еврейски она называется "Фамарь", Фамарь - еврейский эквивалент Великой Богини Иштар или Аштарот; арабы почитали пальму Неджран как Богиню и каждый год наряжали ее в Женские одежды и украшения. Под пальмой родились дельфийский Аполлон и набатейский Дузарес.

В современном ирландском языке слово ailm под влиянием латинской классики стало означать "вяз" (elm), хотя вяз не является коренным обитателем Британских островов. В Италии вяз, ulmus, использовали для подпорок молодой виноградной лозы, благодаря чему он стал alma mater бога вина. Взаимосвязь винограда и вяза подкреплена упоминанием о них в раннехристианской книге откровений "Пастырь Ерма".

Пихта (которая также предпочитает песчаную почву и морской ветер) является таким же древним деревом рождения, как и пальма, ибо под ней родился бог Библа - прототип Осириса в додинастическом Египте. По-гречески "пихта" - "elate", и в этой связи интересен рассказ Павсания об Элате из Аркадии. Он был "отцом Исхия, возлюбленного Матери Асклепия" и Киллена, именем которого была названа гора Киллен, "до того безымянная", ставшая местом рождения Гермеса. У других мифологов Киллен превращается в Нимфу Киллену, Супругу Пеласга, родоначальника пеласгов. Похоже, что первоначально Элат назывался "Элате", "величественный", это имя Артемиды досталось Ее священному дереву (веткой которого с шишками, перевитой плющом, размахивали в Ее честь на Дионисийских праздниках), и что имя Киллена (Cylle Ana, "Изогнутая Царица") было одним из Ее титулов. Пихта Богини Рождения перешла к Ее сыну в мифе об Аттисе, сыне Наны, фригийском Адонисе. По преданию, Аттиса превратила в пихту любившая его Богиня Кибела, когда он умирал от раны, нанесенной ему вепрем, которого послал Зевс, или, вернее, нанесенной ему неким фригийским царем, которого он оскопил и который в ответ оскопил его.

Троянский конь, мирное подношение Богине Афине, изначально Той же Белой Богине, был сделан их пихты; конь - священное животное Луны.

В музее Ньюкасла-на-Тайне есть римско-бриттский алтарь, посвященный "Матерям" [3] неким Юлием Виктором. На нем изображен треугольник, внутри которого находится сосновая или пихтовая шишка. В имени Друантии, галльской Богини Пихты, нет ничего, что говорило бы о Ее собственном дереве. Благодаря Своему имени Она оказывается "Царицей друидов" и, следовательно, Матерью всего древесного календаря.

Кардинальный день пихты - первый день года, день рождения божественного младенца, дополнительный день зимнего солнцеворота. Кардинальные дни отделены друг от друга тринадцатью неделями; последняя из них была неделей смерти и требовала кровавых жертвоприношений.

0

17

ONN - O

Второе дерево - дрок, золотистые цветы и колючки которого символизируют молодое Солнце в день весеннего равноденствия. В это время на холмах разводят костры из дрока. Это делают для того, чтобы на месте старых колючек появилась нежная молодая поросль; ее любят овцы, да и трава после этого растет лучше: "Дрок выказал свой норов, но укрощен и он". В валлийском фольклоре дрок считается "отменным средством от Колдуний". Особое религиозное значение он приобрел потому, что на его цветы прилетают первые в году пчелы (на цветы плюща - последние). Имя Оннионы, Богини, Которой поклонялись галлы в ясеневых рощах, составлено из Onn и Nion, что позволяет определить Ее праздник - день весеннего равноденствия в конце месяца ясеня.

0

18

URA - U

Третье дерево - вереск, священное дерево римской и сицилийской Богини любви Венеры Эрискины, а в Египте и Финикии - Исиды, Чей брат Осирис был заключен в вересковое дерево в Библе, куда Она отправилась его искать. Легенда об Исиде, которую приводит Плутарх, относится к более позднему периоду и далека от оригинала, зато содержит намеки на приношение в жертву Осирису детей.

В XVIII веке собиратель древностей Уинслоу и настоятель Свифт отправились в Лох-Крю записывать местные легенды об ирландской Тройственной Богине. Среди них была и легенда о смерти Гарб Ог, нестареющей Великанши, Которая ездила в повозке, запряженной лосями, питалась оленьим молоком и грудками орлов и охотилась на горных оленей со сворой из семидесяти гончих с птичьими именами. Она собрала камни, чтобы соорудить Себе трехгранную пирамиду и "водрузить престол Свой во чреве холмов в пору цветения вереска", а затем исчезла.

О галльской Богине вереска Уроике свидетельствуют надписи в романской Швейцарии. Ее имя - нечто среднее между Ura и ereice - греческим названием вереска.

Вереск - растение середины лета; красное и страстное, оно ассоциируется с холмами и пчелами. Да и сама Богиня - пчелиная матка, вокруг которой в середине лета роятся трутни. В таком виде нередко изображали Кибелу: экстатическое самооскопление Ее жрецов - разновидность оскопления трутней пчелиной маткой во время брачного обряда. Для Анхиса печально закончились любовные игры с Афродитой на холме под жужжанье пчел. А вот белый вереск приносит удачу, ибо оберегает от проявлений страсти. Гора Эрикс в Сицилии известна тем, что там побывал повелитель пчел Бут, сын Северного Ветра. Там ему устроили святилище Нимфы Богини Эрикины. Когда Гвион говорит в "Cad Goddeu" о том, что вереск дал утешение поверженным тополям, он имеет в виду "вересковый эль", любимый валлийский напиток, восстанавливающий силы.

Давняя популярность лип у лириков Германии и Франции, писавших о любви, позволяет предположить, что липы заменили в равнинных районах горный вереск. Липы цветут с середины мая до середины августа. В Британии, где липа представлена мелколистными разновидностями, священной она не почитается. Однако в Фессалии Мать кентавра Хирона, Богиню, Которой посвящена эротическая вертишейка, звали Филира ("липа").

0

19

EADHA - E

Четвертое дерево, дерево дня осеннего равноденствия и старости - трепетнолистый белый тополь, или осина, дерево тех, кто делает щиты. Согласно Павсанию, тополь занес из Эпира в Грецию Геракл, а по римской легенде, герой украсил голову ветками тополя после того, как убил великана Кака ("плохой") в его логове на Авентинском холме в Риме. От лба Геракла исходил такой жар, что изнанка листьев побелела. Возможно, в этом мифе объясняется разница между листьями и ритуальным применением осины и осокоря, траурного дерева, посвященного в доэллинистической Греции Матери-Земле. В Казине Плавта упоминается, как использовать осокорь и пихту при ворожбе: пихта означает надежду, а осокорь - ее утрату [4] , подобно тому как в Пемброукшире Девушка вручает Своему ухажеру веточку березы в знак одобрения: "Ну же, начинай" или орешника (collen): "Одумайся и воздержись". Геракл одолел смерть, а в древней Ирландии fe - мерная палочка гробовщиков - была осиновой, вероятно, чтобы напомнить душам мертвых, что это еще не конец. Золотые головные уборы из осиновых листьев найдены в захоронениях в Месопотамии, датируемых 3000 годом до Р.Х.

0

20

IDHO - I

Пятое дерево - тис, дерево смерти во всех европейских странах, в Греции и Италии посвященное Гекате: венки из тиса надевали на черных быков в Риме, когда их приносили Гекате в жертву, чтобы призраки напились свежей крови. Тис упоминается у Павсания как дерево на горе Итоме, возле которого Эпаминонд нашел бронзовую урну с оловянной скрижалью, на которой были начертаны сокровенные тайны Великой Богини. По другую сторону урны рос мирт, который (как станет ясно ниже) был у греков эквивалентом бузины, согласной буквы смерти - R. Интересно, что скрижаль была оловянной, поскольку в древности греки ввозили олово из Испании и Британии. В Ирландии тис называли "гробом для вина": из него делали винные бочки. В ирландском сказании о Найосе и Дейрдре в тела умерших влюбленных, чтобы разлучить их, вбивают тисовые колья; однако, колья прорастают, и из них вырастают деревья, которые сплетаются кронами над Армагским собором. В Бретани говорят, что корни тисов на погосте проникают в рот каждого покойника. Из тиса получаются лучшие луки (римляне узнали об этом у греков) - еще одно подтверждение его смертоносности; вполне возможно, что латинское taxus - "тис" связано с греческим toxon - "лук" и toxicon - "яд", которым смазывали стрелы. Древние ирландцы пользовались для этого ядовитой смесью ягод тиса, чемерицы и сивца. Джон Ивлин в книге "Леса" ("Silva") (1662) указывает на то, что тис не заслуживает репутации ядовитого растения, "что бы Плиний ни говорил о его тени, о воздухе в Фасии, о судьбе Кативулка, описанной Цезарем, и несмотря на дурные отзывы о его ягодах, распространившиеся во Франции, Испании и Аркадии". Он сообщает, что коровы и лошади жуют листья тиса без малейшего вреда для себя, но все же допускает, что "настоящий taxus" действительно смертелен. О его применении английскими Колдуньями упоминается в "Макбете", где в котел Гекаты брошены

"...побеги тиса,
Что срезаны в затмение Луны".

В другом месте Шекспир называет его "вдвойне смертельным тисом" и заставляет дядю Гамлета отравить короля, влив ему в ухо сок тиса. Тис, как и дуб, очень долго достигает зрелости, но живет дольше дуба. Выдержанная и отполированная древесина тиса совершенно не поддается гниению.

Тис был одним из "пяти магических деревьев Ирландии". Это было дерево Росс, "крепкое стройное божество" (у ирландского тиса, в отличие от британского, крона имеет форму конуса, и ветви растут вверх, а не горизонтально), "слава Банбы" (Банба - смертельная ипостась ирландской Тройственной Богини), "Чары познания и Царское колесо", то есть буква смерти, которая заставляет колесо бытия совершить полный оборот. Чтобы помнить о своей неизбежной судьбе, ирландские короли носили брошь в виде колеса, которую передавали по наследству. Кардинальным днем тиса я считаю последний день года, канун зимнего солнцеворота. Ailm, пихта Рождения, и Idho, тис Смерти, - Сёстры: в годовом круге они стоят рядом и хвоя у них почти одинаковая. Пихта относится к тису, как серебро у свинцу. Следуя древней традиции, средневековые алхимики соотносили серебро с Луной, как управляющей рождением, а свинец - с Сатурном, как ведающим смертью, и оба металла извлекали из одной руды.

Пихта, серебряной боли чрево,
Тис, могила свинцового горя,
Воительницы одного рода,
Похожие даже листвой -
Горе' вознеся свои длани,
Речь одну насмешливо молвят:
"Здесь качался Юпитера гроб-колыбель".

0

21

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Вполне возможно, что Гвиону было известно, какое значение придавали числу 5 пифагорейцы и их последователи. Пифагорейцы давали клятвы на "священном тетрактисе", фигуре из десяти точек, расположенных в виде пирамиды. Верхняя точка означает место, следующие две - протяженность, три точки ниже - поверхность, четыре точки в основании - трехмерное пространство. Пирамида, древнейший символ Тройственной Богини, философски истолковывалась как начало, расцвет и конец, а центральная точка фигуры с любой из четырех точек по сторонам дает число 5. Это число олицетворят цвет и многообразие, которыми Природа наделяет трехмерное пространство и которые воспринимаются пятью чувствами, обозначаемыми "лесом" - пятью деревьями, расположенными в шахматном порядке. Считалось, что многоцветный и разнообразный мир образуют пять стихий - земля, воздух, огонь, вода и квинтэссенция, или душа; эти стихии, в свою очередь, соответствуют временам года. Символическое значение придавалось и числительным от 6 до 10, числам совершенства. Тетрактис можно толковать по-разному, например, три вершины треугольника заключают в себе шестиугольник из точек (6 - число жизни), а центральная точка дополняет это число до семи, известного как "Афина", числа ума, здоровья и света.

[2] Судя по рисунку на стеклянном блюде эпохи Селевкидов с изображением фасада Храма Соломона, каким его перестроил Зоровавель по оригинальной финикийской модели, столпы со спиралевидными каннелюрами соответствуют Боазу, правой колонне Храма, посвященной росту и прибывающему Солнцу, а те, что с вертикальными каннелюрами - Яхину, левой колонне Храма, посвященной угасанию и убывающему Солнцу. В эту символику закралась путаница, когда новый год у евреев стал соответствовать осеннему празднику урожая, так как об этих колоннах стали упоминать не как о Боазе и Яхине, а как о Яхине и Боазе, но традиционно осталось "Боаз для Яхина то же, что Гаризим для Гевала - благословение и проклятие". Гаризим и Гевал - две одинаковые вершины, вздымающиеся над Шехемом, святилищем ефремитов. Гаризим был по правую руку, если встать лицом к востоку от Шехема, Гевал - по левую, а сам Шехем был центром культа терпентина. Во "Второзаконии" есть пророчество, приписываемое Моисею: "произнеси благословение на горе Гаризим, а проклятие на горе Гевал... у входа в Шехем, где живут хананеи в доме с башнями близ дубравы Море" (в русском переводе Второзак.11:29-30 - "...по дороге к захождению солнца, в земле Хананеев, живущих на равнине, против Галгала, близ дубравы Море". - Примеч. перев.). Так и должно быть. Естественно, что терпентин с его твердой древесиной, ханаанский эквивалент Duir'a, дуба, поместили между Гевалом на несчастливой стороне и Гаризимом на счастливой правой.

[3] В Арле, провинция Прованс, культ Богини в виде Триады или Пентады Матерей сохранился в христианском обличье до наших дней. Ее праздник справляют с 24 по 28 мая, в середине месяца боярышника, или благочестия, однако теперь большинство Ее поклонников - цыгане. В качестве Триады Она известна как "Три Девы Марии из Прованса" или "Три Девы Марии Морских". Для полной Пентады добавлена Марфа и апокрифическая Служанка по имени Сара. Похоже, все это - христианизация дохристианских рисунков на надгробных камнях на кладбище Аликам (Alyscamps) в Арле, где на одной из плит изображена Триада или Пентада, а ниже, на другой - возрождающаяся душа. Эта сцена истолкована как воскрешение Лазаря. Вплоть до времен Данте кладбищем пользовались, как и в древности. Тело полагали в лодку, которая называлась "drue de mourtilage", туда же клали деньги и направляли ее вниз по течению Роны в сторону Аликам. Название Аликам толковали как Campi Elysiani, "Елисейские Поля", но вероятнее всего, Alys - древнее имя Богини; по-видимому, от Ее имени произошло встречающееся у Гомера прилагательное Elysian. В форме alise или alis имя Alys встречается в названиях многих населенных пунктов Франции. В Dictionnaire Etymologique Доза для alise и alis дается значение "укромный ручей" и прослеживается их происхождение от галльского, а возможно, и докельтского слова alisia, которое представлено в многочисленных местных названиях и от которого, должно быть, пошло испанское название ольхи - aliso. В плане мифологии это вполне осмысленно, так как зарослями ольхи был укрыт погребальный остров Калипсо - Огигия. Alys (Alis, Halys) - название самой крупной реки в Малой Азии, и то, что это название доэллинское, ясно из названия города Aliassus (окончание -assus - критское), возведенного на ее берегах как раз в том месте, где она поворачивает на север и впадает в Черное море. Существуют две реки Халес - одна в Ионии, другая в Лукании: возможно, они названы по имени все Той же Богини. Одно из названий ольхи в немецком языке - else, оно соответствует скандинавскому elle. По-датски Ellerkonge означает царя-ольху, Брана, который переправляет детей в мир иной; однако elle значит также "эльф", которого следует рассматривать как "дух ольхи". Так, в известной балладе Гете, основанной на "Stimmen der Volker" его предшественника Гердера, слово Ellerkonge правильно передается как Erlkonig, так как распространенным немецким названием ольхи является erle.

[4] Sed manendum, tum ista aut populina fors aut abiegina est tua (Act II).

0


Вы здесь » Жаждущий знаний » Значания и соответствия символов » Огам в книге Роберта Грейвса "Белая Богиня"