DUIR - D
Седьмое дерево - дуб, дерево Зевса, Юпитера, Геракла, Дагды (предводителя древних ирландских богов), Тора и других божеств грома, Яхве в его ипостаси Эль (El) и Аллаха. Нет нужды распространяться о царственном достоинстве дуба: многим известны рассуждения сэра Джеймса Фрэзера в "Золотой ветви" о принесении в жертву немийского царя-дуба в день летнего солнцеворота. Костры в честь этого праздника разводили непременно из дубовых поленьев, ими же поддерживали огонь Весты в Риме, да и обычный костер зажигали от дубового полена. Когда Гвион пишет в "Cad Goddeu": "Его "дверей страж крепкий" зовет и друг, и враг", он имеет в виду, что двери чаще всего делали из дуба - самого прочного и не знающего износа дерева, и что слово duir (название дуба в алфавите Бет-Луис-Нион) во многих европейских языках означает "дверь": древне-кельтское dorus, латинское forus, греческое thura и немецкое Tur произошли от санскритского dwar, да и еврейская буква Daleth означает "дверь" (вместо l в этом слове когда-то стояла буква r).
Середина лета - время цветения дуба, дерева стойкости и победы, о котором, как и о ясене, говорят, что он "притягивает к себе молнию". Считается, что корни дуба уходят в землю на глубину, равную высоте его кроны (об этом пишет Вергилий), почему он и символизирует бога, законы которого правят и небесами, и преисподней. Некогда молниями были вооружены и бог ясеня Посейдон, и бог дуба Зевс, но после того, как ахейцы покорили эолийцев, молния Посейдона превратилась в трезубец, и право метать молнии осталось за Зевсом. Возможно, дубовые оракулы были введены в Греции ахейцами: сначала они, подобно франкам, обращались за советом к буку, но, поскольку буков в Греции нет, использовали его ближайшее подобие - дуб с его съедобными желудями, дав ему имя phegos, то есть fagus - "бук" по-латыни. Как бы то ни было, додонский дуб-оракул назывался phegos, а не drus; как утверждает Аполлоний Родосский, оракульный корабль "Арго" был в основном построен из этого дерева. Но более вероятно то, что оракул в Додоне существовал за много веков до появления ахейцев и что прав был Геродот, утверждавший вслед за египетскими жрецами, что культ черной голубки и дуба Зевса в Аммоне в ливийской пустыне и культ дуба-оракула Зевса в Додоне относятся к одному и тому же времени. Профессор Флиндерс Петри утверждает, что религиозный союз между Ливией и материковой Грецией имел место еще в третьем тысячелетии до Р.Х. Дуб в Аммоне принадлежал племени гарамантов, греки считали их прародителя Гараманта "первым из людей". Зевс из Аммона был чем-то вроде Геракла с головой барана и напоминал бараноголового Осириса и Аммона-Ра - бога Солнца с бараньей головой из египетских Фив, откуда, по Геродоту, черные голубки летали в Аммон и Додону.
Этот месяц, который ведет свое название от бога-дуба Юпитера, начинается 10 июня и заканчивается 7 июля. На его середину приходится Иванов день, 24 июня, когда царя-дуба приносили в жертву, сжигая его заживо. Кельтский год делился на две части; вторая половина начиналась в июле, по-видимому, после семидневного поминания или погребального пира в честь царя-дуба.
Подобно Гвиону, сэр Джеймс Фрэзер отмечает близость слова "дверь" в индоевропейских языках и указывает, что "дверей страж крепкий" - это Янус, два лица которого обращены в разные стороны. Как обычно, он не доводит свои рассуждения до конца. Лицо Дуира, бога месяца дуба, обращено в две стороны потому, что он находится на поворотном пункте года, а это уравнивает его с богом-дубом Гераклом, который после смерти стал привратником богов. Его, наверное, можно отождествить с британским богом Хлиром (Хлутом, Нутом), богом моря, то есть богом мореплавателей бронзового века, который был "отцом" Крайтилад (Корделии), одной из ипостасей Белой Богини; согласно Гальфриду Монмутскому, могила Хлира в Лейстере расположена в склепе, сооруженном в честь Януса. Гальфрид пишет:
"А Кордейла, Дочь Леира, взяв в Свои руки бразды правления, погребла отца в подземелье, которое приказала соорудить под рекой Сорой в городе Легецестрии. Это подземелье было посвящено двуликому Янусу. Все городские ремесленники приступили к работам над этим сооружением и завершили его лишь по прошествии года, накануне торжеств в честь упомянутого божества".
Хлир - бог доримского времени, и это позволяет нам утверждать, что он, подобно Янусу, был двуликим и покровительствовал Новому году, только год у кельтов начинался не зимой, а летом. Гальфрид не указывает дату поминального пира, скорее всего, его проводили в конце июля.
Старинные ярмарки батраков в английских деревнях проходили обычно между мартом и октябрем в день местного святого. ("На престольный праздник Банбери поспевают рожь и клевер. На Рэнбери созревают ранние яблоки". См. "Словарь диалектов английского языка"). Однако, поначалу они, должно быть, приходились на праздник Урожая между сенокосом и уборкой хлеба. К тому, что эти праздники были поминками по мертвому царю, я еще вернусь. Англосаксонской разновидностью Лугомасса (пира в честь бога Луга или Хлеу) был "хлаф-масс" - "хлебная месса", связанная с уборкой хлеба и убийством царя-Зерна.
Упоминание о Хлире как о Янусе имеется, как я полагаю, в конце пророчества Мерлина королю-язычнику Вортигерну и его друидам, о котором пишет Гальфрид Монмутский:
"Не будет больше священнослужителей у Януса. Закроется его дверь и останется закрытой в Ариадниных щелях".
Иными словами, древняя религия друидов, основанная на культе дуба, будет сметена христианством, а дверь - бог Хлир - будет томиться в забвении в замке Арианрод, Corona Borealis.
Это позволяет лучше понять связь римского Януса и Белой Богини Кардеи как Богини Дверных Петель, пришедшей в Рим из Альба Лонга. Она была той самой петлей, на которой поворачивался год (римский, а не этрусский), и Ее особое значение запечатлено в латинском прилагательном cardinalis (как мы выражаемся, "кардинальное значение"), которое применялось, в частности, к четырем главным ветрам; вплоть до классических времен считалось, что ветры подчиняются только Великой Богине. В образе Кардеи Она повелевала Небесной петлей за спиной Северного ветра, вокруг которой, как объясняет Варрон в труде "О сельском хозяйстве", вращается мельничный жернов Вселенной. Нагляднее всего эта концепция высказана в скандинавской "Эдде", где две Великанши, Фенья и Менья, Которые холодной полярной ночью вращают гигантский жернов Гротти, воплощают Собой то созидающую, то разрушающую Белую Богиню. Еще в одном эпизоде из скандинавской мифологии Богиня представлена в девяти ипостасях: девять Великанш, Которые вместе являются Матерями героя Рига, то есть Хеймдалля, основателя общественного строя скандинавов, и точно так же вращают вселенскую мельницу. Возможно, когда-то Янус не был двуликим: эту особенность он мог заимствовать у Самой Богини, Которую в дни Карменталий (праздник в честь Карменты), отмечаемых в начале января, называют Постворта и Антеворта - "Та, что смотрит назад и вперед". Тем не менее, крылатый и длинноволосый Янус появляется на очень древнем статире Маллоса, критской колонии в Киликии. Он отождествлен с солярным героем Талусом, на той же монете присутствует голова быка. На похожих монетах конца V века до Р.Х. в руке у него диск с восемью лучами, а из его двойной головы поднимается спираль безсмертия.
Теперь, наконец, я могу завершить свои рассуждения о замке Арианрод и "неподвижном обращении между тремя стихиями". Священного царя-дуба убивали в день летнего солнцеворота и отправляли в Corona Borealis, которой правила Белая Богиня и которая как раз в это время появлялась над горизонтом на севере. Однако из песни, приписываемой Аполлонием Родосским Орфею, известно, что Царица обращающейся Вселенной Евринома, или Кардея, - это Та же Рея с Крита; получается, что Рея обитает и у оси жернова, пребывая в неподвижном обращении, и на Млечном Пути. Можно предположить, что в более поздней мифологической традиции священный царь отправлялся служить Ей не в замок, а к жернову: так Самсон после того, как его ослепили и лишили силы, вращал жернов в темнице Далилы.
Еще одно имя Богини Жернова - Артемида Каллисто ("Прекраснейшая"), Ее священным животным в Аркадии была медведица в Афинах на празднике Артемиды Брауронии роль священных медведиц исполняли две Девочки десяти и пяти лет, одетые в честь Луны в шафранно-желтые одежды. Два созвездия, которые вращают жернов, по-прежнему называются Большой и Малой Медведицами. По-гречески Большую Медведицу Каллисто именуют также Helice, что значит и "Та, что вращает", и "ивовая ветка" - напоминание о том, что ива была священным деревом этой Богини.
Ранее, когда речь шла о Гвине, мы приводили свидетельство того, что культ дуба пришел в Британию с Балтики между 1600 и 1400 годами до Р.Х. Это позволяет считать, что алфавит Бет-Луис-Нион, в котором дуб - главное дерево, был составлен не ранее 1600 года до Р.Х., хотя рябину, иву, бузину и ольху, вероятно, использовали в сакральных целях уже раньше. Гвин ("Белый"), сын Хлира и Хлута, был похоронен в дубовом гробу-лодке в честь своего отца: он был подобием Осириса (а его соперник "Виктор, сын Иссушающего" - неким подобием Сета), впоследствии его отождествляли с королем Артуром. Префикс Win в названиях многих старинных городов Британии, происходит от его имени.