ДИНАМИКА СИМВОЛОВ

Механизмы сознания предполагают, что символы отражают механизмы психодинамики сознания. Сознание можно сравнить с моделью сосуда, в который наслоены друг на друга жидкости разного удельного веса. Любое воздействие на сосуд (встряхивание, вращение, нагревание) приводит к смешиванию и флуктуированию жидкостей. Этот процесс и есть модель психодинамики. С точки зрения этологии механизм, приводящий к кристаллизации символа, может быть прямым, переадресованным, смещенным, ритуализированным, указывать на регрессию, вакуум-активности.

Идеи этологии (биологии поведения) возникли почти одновременно с классическим психоанализом, и не только на той же территории (Австрия начала XX века), но и в близкой культуральной среде. Однако, будучи долгое время академической университетской наукой, этология стала известной лишь после второй мировой войны и приобрела популярность после  возникновения собственно этологии человека. Хотя 3. Фрейд хорошо знал современную ему физиологию, биологию и был материалистически ориентированным исследователем, постепенно психоанализ, наряду с терапевтическим содержанием, приобрел метапсихологическое звучание. Конрад Лоренц и Нико Тинберген, ссылаясь в своих работах на психоанализ, подчеркивали, что за метапсихологией скорее всего (хотя не всегда) кроются эволюционные механизмы, которые просто еще недостаточно изучены. Такой механизм, в частности, кроется за табу инцеста. При изучении детей воспитанных в кибуцах, в которых первоначально дети обоих полов воспитывались вместе, оказалось, что если они, даже не будучи родственниками воспитывались вместе, в дальнейшем между ними редко возникали брачные пары. То есть сексуальное влечение к близким родственникам не развивается, если в определенном возрасте они растут вместе.

Между бессознательным, архетипическим и суммой эволюционно  приобретенных человеком адаптации (Urform) Конрад Лоренц ставил знак равенства. Этология всегда претендовала на роль объективной науки, а для социобиологии, как её отрасли, вообще характерен точный математический подход. Между тем, внешне независимое развитие этологии и психоанализа привело к странным последствиям: этология при описании объективных особенностей поведения использовала язык формального описания похожий на психоаналитический, а психоанализ, прикасаясь к поведению, не учитывал сравнительных кросс-культуральных и эволюционных исследований. В 80-х годах XX века появился ряд работ, указывающих на возникновение объективного, или эволюционного, психоанализа, в основе которого лежали аналогии эволюционно-биологических и психодинамических конструкций (Ранко-Лаферие, Овен Славин, Шарп, Бедкок). Позже возникли попытки использования эволюционного психоанализа для интерпретации мифологического текста, а также клиники неврозов и психозов.

Модель сознания Фрейда, с которой концептуально связана модель Эрика Эриксона и Когута, является по сути логическим modus barbara Эйлера и аналогична модели визуального восприятия. Центральными моделями этологии являются гидравлическая схема Конрада Лоренца, формальные функциональные модели, заимствованные у физиологии, модели формальных грамматик, лингвистические модели. В принципе все эти типы моделей сводимы друг к другу и могут быть использованы для понимания символа в одинаковой мере.

Непосредственным материалом психоанализа, как и этологии, являются символические системы. Однако принципиальная разница заключается в том, что этологи стремятся опираться на объективно фиксируемые признаки при неэкспериментальном наблюдении. Удивительно, что они в целом соответствуют субъективному аналитическому метатексту. Неэкспериментальному наблюдению в этологии хорошо соответствует парапраксис классического анализа. Все методы этих дисциплин прекрасно объединяет теория и практика герменевтики.

Прямая аналогия психоаналитических и этологических механизмов позволяет утверждать, что бессознательное построено по эволюционно-генетическим (биологическим) законам и не хаотично. Некоторые аналоги приведены в таблице 1.

http://i033.radikal.ru/1002/b1/5d9efaf51e42.jpg

Этот, далеко не полный перечень показывает, что ряд этологических механизмов сознания, подтвержденный у животных, соответствует механизмам принятым в классическом психоанализе. Таким образом, метапсихология соответствует психобиологии сознания.

В психоанализе исходным является анализ речи, это фиксируется как в технике Фрейда, так и у Юнга, и, особенно, анализе Лакана, в котором печь и высказывание являются центральными пунктами. Хотя в парапраксисе анализируются ошибочные действия, не учитывается, что каждое действие имеет определенный радикал «ошибки», связанный с порогом мотивации.
Этологи, под влиянием лингвистов и генетиков, в настоящее время понимают язык не только как речь, но как любую структурированную семиотическую систему. Поведение — также язык, выраженный невербально или металингвистически. Структурная антропология описывает системы родства и структуры мифологического текста также как язык. Итак, существует сфера языков, в которой отдельные структуры, по-видимому, могут взаимно транслироваться. Проще говоря, возможна трансляция предметного мира в речь и поведение. Аналитик, сталкиваясь с проблемой вытеснения, переноса и контрпереноса, более всего интересуется процессом осознания этих феноменов. Между тем, еще до того как эти феномены становятся фактами сознания, они уже проявляются в поведении. Это подтверждают наши клинические, аналитические и этологические исследования больных неврозами и психозами (шизофрения и аффективные психозы). Симптоматические действия могут помочь аналитику правильно выбрать тактику, так как оказалось, что их появление, в частности, указывает на приближение к травматическому событию во время психоанализа. Кроме того, эти действия патогномоничны символике переживания. В частности, к ним относятся:

1. Скрытые и явные переживания тревоги проявляются в длительной фиксации рук (и) на горле (поведенческий аналог «комка» в горле).
2. При скрытой и неосознаваемой гомосексуальной ориентации у мужчин можно наблюдать быстрые косые движения глаз в сочетании со взглядом в сторону при общении с другим мужчиной, эти движения отсутствуют при гетеросексуальном общении (невербальные маркеры флирта). К этим же признакам относится выбор предмета для манипулирования во время сеанса.
3. При скрытой депрессии продолжительность взгляда в окно дольше чем при ровном настроении, эти же пациенты чаще фиксируют доминантную руку на сердце, у них наблюдается складка Верагута* и фиксируется поза субмиссии.
4. Скрытый страх характеризуется фиксацией руки на животе.
5. Все скрытые намерения и ложь отражаются на асимметрии мимических выражений.
6. Агрессивные и аутоагрессивные тенденции заметны по комплексу специфических признаков и могут быть даже рассчитаны количественно. В частности, к ним относятся раскрытие паха, сжатие руки в кулак, жевательные движения, повышение тонуса плеч, пристальный взгляд и т. д. (всего 20 паттернов) [скрытые признаки агонистического поведения].
7. «Увеличение» и «уменьшение» плеча свидетельствуют о переживаниях соответственно доминантности и субмиссивности, связанных с изменениями гедонистического радикала и авторитарности.
8. Ритуализированная маркировка тела и одежды (в том числе украшения) указывает на скрытые конверсионные симптомы.
9. Повышенная и искаженная имитативность, а также ага-экспрессия, тесно связаны с процессами переноса и сопротивлением.

Эти и многие другие паттерны поведения могут интерпретироваться как аналитически, так и этологически, они также могут прорабатываться во время аналитических сессий, особенно когда складываются в неосознаваемый пациентом синдром привычных действий, отличающихся стереотипностью и навязчивостью.

Кроме того, выяснилось, что обсуждение с пациентом и непосредственное наблюдение как самим аналитиком, так и родственниками пациента сложных форм поведения весьма полезно для аналитической работы. Речь идет о знании особенностей и поз сна, об отношении к личной, ( семейной и миграционной территории, о специфике реального родительского поведения, об отношении к зеркалам, предметам, с которыми пациент предпочитает манипулировать, особенностей его прихорашивания (груминга), локомции (походки), отношения к чистоте, отдельным частям тела,  нормативных проявлениях агонистического поведения, особенностях еды и питья, отношении к новому, а также месту в структуре иерархии (доминирования) в сообществе и семье, структуре игр и, конечно, сексуального поведения. Для каждой из этих форм поведения известны биологические и этнические нормативы, и их следует учитывать в аналитической интерпретации.

* Складка на верхнем веке, закрывающая наружный угол глаза.