"А"

АГРЕССИЯ

Всё поведение, связанное с конфликтами, называют агонистическим, оно включает агрессию, аутоагрессию, застывание и бегство.
Агрессивные импульсы обычно подавляются в жизни, но, тем не менее, они постоянно возникают в глубинах бессознательного как, вероятно, первичная энергия эквивалентная либидо. Точка зрения этологов состоит в том, что энергия агрессии в эволюции непосредственно перекрывается сексуальностью и неотделима от либидо. Это заметно уже на уровне рептилий, у которых отсутствует поведение поддержки, а сексуальность всегда проявляется в агрессивном контексте. Существует внутренняя мотивация к агрессии, которая не связана с внешними импульсами. Если агрессии не предоставлены другие выходы или нет переадресации агрессии, эти импульсы могут оборачиваться против самого индивида: становятся аутодеструктивными, они также выступают как чувство вины или тревоги, если эта энергия смещается. Иногда смещение выглядит как активный аутогруминг (прихорашивание) или спортивные состязания, являющиеся своеобразным клапаном безопасности. В результате смещения агрессия превращается в весьма сложные ритуалы. Агрессия подавляется субмиссией (подчинением) жертвы, увеличением территории, едой и питьем, оргастической разрядкой.
Тем не менее агрессивные импульсы могут быть трансформированы в поведение жертвы, так, например, жертва, желая свести счёты с агрессором, не в состоянии это сделать и умышленно берёт на себя вину, демонстрируя субмиссию (подчинение). Другой человек в сновидении может выглядеть агрессором, в то время как сновидящий представляется жертвой или невинным свидетелем, изолированным от насилия или даже испуганным им. Сновидения могут быть разоблачением сновидящего в плане его предполагаемой агрессии и её возможных последствий. На самом деле агрессия может быть инструментом выполнения других задач (например, педагогической, защита детей, материнская агрессия).
Некоторые аспекты жизни человека связаны с угрозами агрессора, находящегося рядом (например, член семьи или группы), которого он идентифицирует с собой. В этом случае он может наблюдать во сне трансформацию образа в домашнее животное (например, кошку или собаку), которое на него нападает.
К поведенческим признакам агрессии относятся сжатие руки в кулак, оскал и, следовательно, демонстрация зубов, увеличение плеча, демонстрация паха, замахивание, резкие и неожиданные жесты, пристальный взгляд, жевание, демонстрация нижней челюсти. Поэтому такие элементы, как гениталии, зубы, вытянутая рука, глаз, кулак, должны рассматриваться как агрессивные. Данные символы улавливаются в зубчатых орнаментах, украшениях стен и носят защитный смысл. Агрессия разворачивается по этапам: агрессивно-предупредительному, в котором проявляются лишь паттерны намерений, агрессивно-конфликтному и агрессивно-контактному. Непосредственное, прямое проявление агрессии у животных и человека невозможно, всегда присутствуют предупредительная и конфликтная стадии, они, естественно проявляются в символах интерперсональных отношений. Культуральные и расовые особенности проявления агрессии выражаются в том, что в разных этносах существуют относительно приемлемые формы презентации, переадресации или смещения агрессии. Так в некоторых этносах вполне допустимым является переадресация оскорбления индивида на членов его собственной семьи (жену, детей, домашних животных). В других этносах такой агрессивный аффект допускается в состоянии алкогольного опьянения и ассоциируется с особым проявлением «любви». В одних этносах агрессивные паттерны проявляются в жесте, но скрываются в мимике, в других они преимущественно проявляются в позе. Аутоагрессивное поведение также имеет стадию намерений, которая проявляется в субмиссивных паттернах избегания, уменьшения размеров, прятанья, стадию выраженного аутоагрессивного поведения вплоть до суицида. Оно также имеет культуральную окраску, которая, в частности, проявляется в приемлемости или неприемлемости суицида в ряде культур и этносов. Поведение агрессии проявляется в педагогике (педагогическая агрессия) и семье, такая агрессия определяет границы свободы индивида, и она присутствует во всех культурах.                               
Большинство символов агрессии совмещается с доминантностью, a символы аутоагрессии с субмиссивностью и поведением жертвы.     

Агрессор и жертва. Поведение агрессии в случае фрустрации, то есть препятствия в достижении цели, может переходить в поведение жертвы. Стилистика поведения жертвы является предметом науки - виктимологии. Напротив, жертва при определённых обстоятельствах становится агрессором. Это поведение называется агрессией жертвы. Жертва, как и агрессор, имеет метки поведения. Это метки субмиссии. При угрозе детёнышу мать, являясь заведомо более слабой, чем агрессор, и в обычных обстоятельствах являющаяся жертвой, тем не менее, нападает, это - материнская агрессия. Родители, являющиеся в детстве защитой, становятся разрушительным тормозом роста индивида. Эта тема вновь возникает во снах молодых людей вследствие ухода из дома и разрыва с прежним семейным окружением. Имеют значение орудия ограждения и поведение жертвы. Наиболее адекватным способом смещения агрессии является создание клапана безопасности. В этой роли чаще всего выступает спортивная игра. Поэтому символика спортивной игры прямо указывает на агрессивный контекст. В классическом анализе предполагается, что агрессивный контекст совпадает с гомосексуальностью и является ее маскировкой.

Сексуальное влечение как агрессия. Агрессия и страсть часто не дифференцированы в сновидениях. Так, удар палкой или нападение, особенно в сновидениях женщин, означает половое нападение. Такие сновидения носят глубинный характер, поскольку в эволюции агрессия и сексуальность были совмещены, при этом пассивная роль ассоциирована с женской, а агрессивная — с мужской. Между тем степень выраженности агрессии у женщин также связана с фазой овуляции. В период, предшествующий месячным, агрессивность повышается. Умиротворяющее влияние, то есть снижающее агрессию, оказывает у мужчин детское поведение.

Нападения лица своего пола. При агрессии внутри одного пола, отсутствует вмешательство другого пола, особенно это касается конфликтов между женщинами. Нападению предшествует дегуманизация противника, которая облегчает прямое проявление конфликта. В психоанализе данное поведение ассоциировано с пассивным гомосексуализмом. Вероятно, при этом замещение символики агрессии символикой «клапана» безопасности, например спортивной игрой, в которой, как известно, существуют половые различия и состязания происходят в пределах одного пола.

Агрессия или ярость в сновидениях мужчины. Аффективная насыщенность агрессии может привести к сужению сознания. Преувеличение агрессии может быть результатом приукрашивания — ритуализации, и носит иногда демонстративный характер. Ярость мужчины может быть результатом деятельности скрытой женской стороны натуры в случаях маскировки Анимы от самого себя. Аналогично женщина направляет свою ярость на мужчину в связи с попыткой отрицания своей мужской натуры — Анимуса. Преувеличенную ярость, направленную на лиц своего пола, обычно ассоциируют с бисексуальностью.
Материнская агрессия. Агрессия против источников, угрожающих собственному ребёнку. Вероятно, скрывает бессознательную агрессию против самого ребёнка. Например, гиперопека ребёнка и его перекармливание могут быть скрытыми признаками высокой тревоги (ребёнок как инструмент защиты), агрессии, направленной против ребёнка, или агрессии против ближайшего окружения.

Аутоагрессия и агрессия жертвы. Переадресация агрессии на себя в связи с невозможностью её прямого проявления. Проявляется символами утраты частей собственного тела, деструкции, включая татуирование, покрытие шрамами и пирфинг (прокалывание). Наиболее ярким символом аутоагрессии во снах является автокатастрофа и авария. Вероятно, если в момент катастрофы за рулём в сновидении находится конкретный человек, на него переносится ответственность за разрушительную семантику.

Инструмент агрессии. У самцов приматов фаллическая угроза является одним из агрессивно-предупредительных признаков. Предметные инструменты агрессии обычно ассоциируются с фаллосом, однако следует учитывать, что существует и женский генитальный дисплей (угроза вульвой). К агрессивному дисплею должны относиться щипцы, рот, челюсти, глаз (пристальный взгляд), жевание, кулак, увеличение плеча.

Акула и её челюсти. Символ агрессии, относящейся к матери. На островах Океании не змеи, а акулы являются главным источником страха.

АЛТАРЬ
Подчинение Сверх Я, ритуализм, программированный обычно культурально. Последовательность действий, которые следует выполнять. Поскольку эволюционно алтарь относится к месту жертвы, то, следовательно, он относится и к месту еды.

АНГЕЛ
Амбивалентный полоролевой символ. Вестник обращения к Сверх Я, символ сублимации. Персонификация конкретной позитивной или негативной эмоции, побуждения. По А. Штайнзальцу ангел — духовная реальность со своей собственной неповторимой сущностью, свойствами и характером. Число ангелов определяется числом психических персонифицированных свойств.

АППЕТИТ
Степень выраженности аппетита ассоциирована с энергией инстинкта, влечения. Однако направление аппетита прямо указывает как на желание чего-либо, так и может быть связано со смещением других влечений, например сексуальных или агрессивных.

Голод или жажда. Сексуальные желания. Все аппетиты равнозначны в сновидениях, причём некоторые служат образом сексуального желания. Между тем существует разница между символикой голода и питья, в частности голод и последующая еда более пролонгированы, то есть сексуальное желание теснее связано с гедонистическим радикалом. Голод ассоциирован с агрессией.

Делиться едой. Разделение вообще ассоциировано с умиротворением Другого. Желание общения с этим человеком или стремление снизить агрессивность окружающих. Именно с этим связывают гостевые ритуалы.

Желание сладкого. Удовлетворение сексуального желания. В сновидении детей — прямое желание сладкого.

Прекратить пить из источника, напиться. Индивид удовлетворил свою половую страсть. Прекращение питья может быть также мотивировано тревогой.

Ресторан. Собственно ресторан. Публичный дом. Символ демонстративного потребления, эксгибиционизма, «социального облегчения», под которым понимается более активное выполнение действия, если оно наблюдается у других.

АПОКРИФ
Тайный, скрытый текст. Выступает как некий текст, который не может быть прочитан, будучи написанным на неизвестном языке или прочитан мысленно, но не переведен. Связан с процессом индивидуации и выступает как подсказка доминирующего архетипа. Сверх Я.

Палимпсест. Написанный, но стёртый текст, поверх которого написан новый. Вытеснение желания при сохранении символа переживания в сознательном.

АРАХИС
Так же как орехи вообще, ассоциирован с детскими желаниями и наказанием за них («дать на орехи»). Будучи «земляным орехом», связан скорее с наказанием в анальной фазе.

АРХЕТИПЫ
Архетипы — прообразы базисных особенностей личности. Термин восходит к представлениям о прототипе строения, лежащем в основе реально существующих форм организмов (прарастение, праязык, праживотное). Понятие архетипа может быть распространено на морфологию (конституцию), поведение, сознание и так далее. Культуральные прототипы связаны с поискам истоков данного этноса и культуры. Психодиагностические единицы, например типологии личности, также являются архетипами.
Согласно аналитической психологии существуют три основных составных части индивидуальной личности, которые встречаются в сновидениях как отдельные фигуры, — иногда они похожи на знакомых людей, иногда выступают как воображаемые характеры или символические олицетворения. Чаще они воспринимаются как нечто значимое и существенное с чертами загадочности. В фантазиях и сновидениях эти образы нередко бывают осевыми и посещают нас на протяжении многих лет. Они определяют принятие или аверсию (отвержение) нами других людей и себя. На архетипы указывают отдельные сюжеты, число которых ограничено (до шестнадцати), и множество вариаций. Такие сюжеты относятся к мифологемам. Предполагается что, каждая мифологема связана с определённой стилистикой поведения — бихевиоремой, которая выступает как интуитивное стремление к конкретной стихии, цвету, интересам, внешнему образу. Каждый, даже искусственно созданный, имидж сводится к архетипу.
Негативная сторона личности получила название его Тени, она является олицетворением недостатков и слабостей. Теневые стороны можно обнаружить в Оно (деструктивные желания), Эго (неверное отношение к себе и окружающим) и Сверх Я (негативная мораль). Анима, или, когда речь идёт о женщине, Анимус, являются воплощением противоположного пола в бессознательном: у мужчин это всё женское и эмоциональное; у женщины — её мужские атрибуты. Самость — высший потенциал, который индивид способен достигнуть и который может общаться с ним через сновидения. Таким образом, Самость — неопределённая фигура, потенциальное становление чего-либо в будущем. Противоположности могут быть интегрированы в личности, и благодаря этому человек может стать целостной, многосторонней реальной Самостью. Несмотря на неоднозначный характер компонентов сознания, утрата любого из них, в том числе Тени, приводит к глубоко деструктивным переживаниям. Неспособность осознания Тени выражается как игнорирование собственной негативности и неверный прогноз собственных поступков, а также поведения других людей.
Так как основным качеством внутреннего психического состояния является энергия, каждое из сновидений представляет различные точки её приложения и указывает на степень выраженности данной энергии. Фактически — это энергия инстинктов, обусловленная конечным числом гормонов, которое может синтезировать наш организм.
При подходе к архетипам важно рассматривать сюжет сна от начала до конца, при этом каждый архетип будет имеет собственную территорию, без вторжения на территории других. Постоянный конфликт вдоль этих границ укрепляет характер, а все части (Анимус, Анима, Тень), первоначально дифференцированные в онтогенезе, в конце концов интегрируются в целостную личность, ядром которой является Самость. Воплощением такой Самости является стилистика завершённого, кристаллизованного сюжета фантазии или сновидения. В этих случаях обычно личная мифологема соответствует по своей окраске культуральной. Тогда возникает ощущение понимания и принятия Мира. Мысли, сомнения, эгоцентризм, эгоизм в большей степени относятся к Эго-эгоцентризму — неистинной Самости, поскольку истинная Самость интегрирует личность в целом и носит социальное звучание.

Эго                       
«Я» в сновидениях и фантазиях. Эго является лишь частью целостной Самости, и его конфликты с другими силами внутри личности доминируют в сновидениях. Наиболее устойчивым свойством Эго является преувеличение собственной личности, а также поглощение всех аспектов Самости. Это приводит к ригидному, искажённому и материалистическому взгляду на действительность, то есть игнорируются потенциальные возможности и духовная сфера. Так возникает эгоцентризм, недоверие к другим, слабое принятие любви. В результате данного процесса в сновидении открываются огромные пространства, перспективы и происходит экспансия деструктивной энергии бессознательного (шторм, буря). При слабости Эго возникает подчиняемость и неуверенность. С другой стороны, Эго, являясь основным рецептивным органом (сознательного и бессознательно), то есть своеобразным гидом реальности, может находиться в реальной опасности. В этом случае Эго вынуждено защищаться с помощью ригидности, отказа от части себя, с помощью построения интеллектуальных конструкций. Эго формируется последовательно в детстве из Оно в результате столкновения с действительностью. Поэтому в каждом из нас существуют, фактически, последствия влияния окружающих, прежде всего родителей. Система Я включает в себя соматическую, телесную часть (самоощущение и представление о своем теле), коммуникативную часть (отношение к другим людям и вещам и представления об отношении ко мне) и дистанцированную часть (представление о границах собственной души или влиянии на духовные процессы других). Внутри структур Я, а также между этими структурами и образованиями Оно и Сверх Я происходят психодинамические уравновешивающие процессы. Избыточное развитие какой-либо части Я приводит к недоразвитию другой, то есть, возможно формирование асинхронного (амбивалентного) Я, что и наблюдается при психопатологии.

Тень
Вытесненная сторона индивида, часть его никогда не развитого потенциала, сторон характера, которые всегда недооцениваются и нередко фрустрированы. Каждый имеет свою индивидуальную Тень, и она почти всегда является наихудшей стороной личности. Существуют редкие исключения из этого правила, встречающиеся у индивидов, сознание которых подразумевает, что Тень индивида является олицетворением лучшей стороны. Сенситивный альтруист, следовательно, будет иметь брутальную эгоцентрическую Тень, отважный индивид — трусливую Тень. Осознание Тени — путь большего понимания других, интуитивного восприятия отношений в группах. Осознание Тени часто приводит в чувство нормальные инстинкты, видимые реакции, творческие импульсы, которые преданы забвению сознательным. Недооценка себя подразумевает большой потенциал развития именно благодаря Тени. В сновидениях Тень выступает как фигура того же пола, но с необычными для индивида поступками.
Тёмная сторона нас самих не может быть истреблена одним лишь игнорированием. Одним из наиболее очевидных путей открытия внутренних качеств является навязчивое и сверхэмоциональное неприятие (например гомосексуальности, алкоголизма, демонстративности) или сверхценная оценка данных качеств у других людей. Существует множество описаний ошибочных проекций личности, которые разрушались во внешнем мире войной или борьбой, а во внутреннем мире бредом или паранойей. Бред является фактической внутренней борьбой против неосознанной Тени.
Оценка интеграции Тени в личность становится наиболее ясной в случае юнгианского рассмотрения личности в рамках экстраверта и интроверта. Экстраверт содержит жало интроверта, интроверт содержит жало интроверта. Это становится особенно очевидно при наблюдении реакции на сверхсильный стресс, когда сенситивный интроверт совершает героический поступок.
Жизнь, сфокусированная исключительно на внешнем мире или всецело посвящённая внутренней сфере, неизбежно ограничивает индивида и приводит ко многим заблуждениям. Для интроверта личностный рост выражен как уход в мир солнца и деревьев, для экстраверта личностный рост есть расчёт на свои внутренние способности, возможности. Но для обоих типов данные стратегии должны быть усвоены и новый опыт в другой стратегии не должен игнорироваться, поскольку он расширяет горизонты и даёт возможность понять Другого. В случае игнорирования индивидуумом данной стороны он не только будет исключать себя из других сфер, но и придёт к некомпетентности, и тогда даже отношения экстраверта с внешним миром будут способствовать фальшивой игре, т. к. он не принимает во внимание внутренние факторы. Подобным образом конфликт интроверта с внешним миром будет нарушать даже его внутреннее спокойствие, на которое он тратит так много сил.

АНИМА/АНИМУС
В сновидениях — фигура противоположного пола по отношению к сновидящему. Известно, что молодые люди впервые вступают в мир любви с собственной идеей женщины/мужчины, проецируют данную мечту на любимое лицо и приходят в шок в случае сильного различия их мечты с реально существующим лицом. Эта идея и есть Анима/Анимус. Феминная фигура в мужчине и маскулинная в женщине получили название соответственно Анима и Анимус; они играют многие другие роли в жизни индивида. Предположение о существовании данных образований вocxoдит к представлению об исходной бисексуальности, точнее гермафродитичности человека, которая разрешается доминированием конкретного полового сознания в возрасте около пяти лет. То есть у каждого человека можно говорить о степени вклада мужского и женского. Этот вклад даже количественно может быть определён в поведении (стилистика мимики, позы, жеста) и конституции (индекс полового диморфизма). С точки зрения этологии целый ряд поведенческих элементов человека проявляется именно при общении с представителями противоположного пола (поведение флирта), но даже отдельные элементы поведения у мужчин и женщин имеют разные оттенки. Например, при стрессе женщины чаще прикасаются к волосам и груди, а мужчины демонстрируют агрессивно-предупредительные признаки поведения. Мозг мужчины отличается от мозга женщины, в частности, тем, что у женщин более развито каллёзное тело. Конфликты соотношений Анимы и Анимуса с внешним миром могут привести как к напряжённости между мужем и женой, так и к конфликтам между матерью и сыном и т. д. В дальнейшем этот внутренний гермафродитный (амбивалентный) потенциал может быть либо реализован и осознан, ли проигнорирован с одним из двух следующих результатов.
В одном случае женщина становится истерически эмоциональной, а мужчина строгим и сдержанным.
В другом случае низшие, то есть противоположные для данного пола, функции могут овладеть индивидом, и тогда мужчина становится погожим в своём поведении на женщину, у него возникает сентиментальность, капризность, нестабильность, в то время как женщина стремится к авторитарности, ориентируется на интеллектуальные утверждения или, проще говоря, становится сварливой. Охваченность противоположным половым сознанием нередко считается нормой для позднего возраста, то есть часто женщины в старости маскулинизируются, а мужчины феминизируются. Между тем, семьи, в которых наблюдаются данные сочетания, относительно стабильны именно благодаря взаимному дополнению противоположностей.
Если бы ближе подойти к терминам Анима и Анимус, то можно заметить, что они являются источниками понимания противоположного пола. То есть близкий нам человек способен нередко понять именно нашу противоположную сущность, именно за это качество мы его и ценим. Эта сущность может, например выступать в хобби, о котором нам интереснее говорить, чем о своей работе.

Анима. Центр всей женской энергии внутри человека. Эмоциональная, интуитивная сторона натуры. Все женщины, с которыми индивид был знаком в своей жизни, и особенно его мать, способствуют формированию этого образа. В сновидениях женские фигуры могут иметь характерные черты знакомых женщин, или же это может быть незнакомая женщина, а также животные, имеющие божественную женственность в мифологии, например, корова.
Рост сознательности способствует интеграции спонтанных, рецептивных сенситивных и адаптивных качеств, но более всего Анима развивает сердечность. Её функции в целом уравновешивают мужскую агрессивность. Анима обязательно проявляется при игнорировании мужчиной своей женской стороны, особенно во второй половине жизни. Неудачи, ассимиляция жизненных функций внутри себя часто ведут благодаря Аниме к сварливости, ригидности и упрямству, а также усталости и безответственности, сочетающихся с тенденцией к алкоголизму. Репрессивные женские характеристики могут выражаться в иррациональной угрюмости. Пренебрежение Анимой осложняет отношения мужчины с женщиной.
Например, можно проецировать собственный образ женщины на реально существующую женщину и, таким образом, потерпеть неудачу в реальном сосуществовании с конкретной женщиной. С другой стороны, если мужское восприятие женщины формируется как негативное, в частности, он воспитывается жестокой или эмоционально холодной матерью, тогда у мужчины возникнет представление об отталкивающей Аниме. В этом случае мужчина может проецировать данную фигуру на любую другую женщину, хотя при этом он не боится и не избегает всех женщин.
Иногда мужчины проецируют свою Анима на недоступные женские образы, избегая контакта с противоположным полом. Подобное проецирование, в частности, характерно для рыцарских поисков Прекрасной Дамы. В этом и других случаях Анима становится феей сновидений, разрушающей реальные взаимоотношения, затмевая истинные качества другого человека, которые создают иллюзию гермафродитической достаточности и цельности.
Анима открывает свою истинную мудрость только мужчине, который серьезно воссоединился с ней, зная, для чего она существует. Только тогда она способствует наиболее полному раскрытию личности: потенциала, истинной Самости.

Анимус. Представляет мужские черты в характере женщины, правильно интегрируясь, он представляет женщине качества проницательности, самопознания и способности к взвешиванию обстоятельств. Это неотъемлемая часть женского потенциала. Анимус у мужчин и женщин формируется в ходе контактов с мужчинами и различен у каждого индивида, его ипостаси (роли) варьируют в иерархии от низшей к высшей ступени, например от героя, с его социально окрашенной ролью, к простому отцу семейства. Если этот архетип развивается в целостной, уравновешенной личности, тогда Анимус выполняет контролирующую роль на уровне глубинного бессознательного. Так как данный архетип является источником некоторых женских взглядов и убеждений, то его характеристикам, при нарушении осознания себя, угрожает опасность остановиться на примитивных стадиях. То есть Анимус, как и Анима, развиваются, а не остаются в неизменном виде. Это же случается, если женщина пренебрегает своим Анимусом: тогда она становится доверчивой к устойчивым коллективным убеждениям, магическому мышлению и часто становится жертвой насилия. Если её негативный Анимус позднее начинает доминировать в жизни, особенно, если мужчина слишком с ней мягок, тогда женщина становится, упрямой и самоуверенной, считая, что она всегда и во всём права, раздавая указания направо и налево, становится иррациональной: «Я точно знаю...».                                         
Большинство образов Анимуса встречается в сновидениях, развивая мужские, интеллектуальные стороны бытия и отношение к миру, без утраты своей истинной женской натуры. Вероятно, по отношению к Анимусу Анима у женщин вырабатывает необходимый феминный антипод.
Как и Анима, Анимус может проецироваться на какое-то лицо с последующим разочарованием: женщина считает, что тот, с которым она живёт, является частью её самой, и это показывает её незрелость, которая часто обусловлена инфантильной привязанностью к матери. Поэтому для мужчины так важно выражать свои мужские позиции в семье. Сновидение может отражать конфликт Логоса (интеллект, сознательный дух) и Эроса (эмоции и бессознательная душа). Только баланс между ними прокладывает путь для интеграции целостного характера.

Самость. В русской трансляции «Весь Я». Тень и Анима/Анимус являются теми частями потенциала индивида, которые игнорируются, в  то же время основные характеристики личности могут быть реализованы через Самость. Самость — архетип будущего, потенциальное развитие индивида. Она напоминает фигуру, манящую из прошлого, непременно того же пола, что и индивид, но впоследствии становящуюся символ целого, включающего в себя все аспекты личности, прошлое и будущее, активное и пассивное, созидательное и рецептивное. Самость является высшим духовным единством человека, неизвестным качеством человеческой натуры с его богоподобным универсализмом и способностью понимать окружающее. Когда образы данного архетипа неожиданно возникают в сновидениях, они, вероятно, означают начало процесса становления, отождествляясь с чем-то иным, чем наша повседневная Самость. Если образы архетипов проявляются в негативной, деструктивной форме, это может свидетельствовать о том, что данные силы игнорируются.
Существуют четыре основных аспекта женской и мужской самости, и каждый относится к одной из четырёх функций сознания.
Самость становится целостной, когда все эти различные аспекты развиваются независимо и в конечном итоге интегрируются в пределах каждого индивида.

Женская Самость. Каждая женщина — область воплощения женской энергии желаний и инстинкта. Это архетип природы и жизни, земного и эротического. Существует четыре аспекта женского потенциала, относящиеся к четырём функциям сознании: Мать (аффект); Принцесса (эмоции); Амазонка (интеллект); Жрица (интуиция). Как женская сфера компенсирует мужские характеристики, так же и женственность дополняет мужественность. Женоподобный эмоциональный мужчина, живущий с амазонкоподобной женщиной, не такая уж и редкость. Преимуществом такого мужчины является то, что любая соматическая патология у него протекает более благоприятно, что характерно в целом для женщин по сравнению с мужчинами.

Мужская Самость. Является воплощением логики, интеллекта, духа сознания. В архаических сообществах этот принцип менее развит, чем в цивилизованных сообществах. Так называемый современный человек стремится к сверх дискриминации, тоталитарности, быстро становится, обладая властью, излишне критичным и несправедливым, морализирует и сбивается с пути в сухую интеллектуализацию. Этот процесс повторяется вновь и вновь в каждом последующем поколении. В мужской Самости существует четыре основных аспекта реализации, каждый из которых относится к одной из четырёх функций сознания: Отец (аффект); Вечный Юноша (эмоции); Герой (интеллект); Маг (интуиция).

АРХЕТИПЫ СЕМЕЙНОГО КРУГА

1. Мать. Защитный материнский образ женщины, её домашние качества — содержание дома, приготовление пищи, создание уюта, способность быть любящей и внимательной. Коллективный социальный аспект женственности. Для женщин этого круга важно раскрыть и развить именно протективную сторону женственности. Прототип Геи и Деметры в Греции, Исиды в Египте, Кали в Индии. Объективная истина природы.

Великая Мать, Мать-Земля. Этот архетип эквивалентен Мудрому Старцу и представляет женскую целостность, или потенциальную целостность. Его нельзя путать с женским потенциалом, которым является материнство. Таким образом, фактически рождённые дети могут помочь развивать материнский аспект характера. Однако это не обязательно, т. к. данный аспект личности является внутренним и духовным и может культивироваться по-разному, в частности, при отсутствии детей он может реализоваться в педагогическом поведении. Характер в данном архетипическом пространстве становится целостным, интегрируя различные аспекты женственности.

Ужасная Мать. Собственническая, деструктивная сторона материнства, которая может возникать в результате гиперпротективного понимания матерью своей роли. Такая мать сдерживает рост индивида, его развитие и формирование независимости. Мать, удерживающая ребёнка около себя со сверхпротективной любовью, может появляться в снах детей в анималистической и деструктивной форме; или же это может быть сон самой матери с хрюканьем, напоминающим свинью, или нытьём, напоминающим волка. Сон может изображать ужасный аспект действительно возвращая к воспоминаниям о наказаниях матерью в детстве. Вероятно, угрожающий сон может быть символической защитой от инцеста.
Архетипом Ужасной Матери является также образ разгневанной богини, например Кали.

2. Отец. Фигура является воплощением авторитарности, закона, порядка, социальных обычаев, паттернов поведения, связанных с обществом а также мужской защиты. Реально существующий отец у каждого вносит свой вклад в формирование образа идеального отца. Эту роль может принимать на себя дедушка.
Великан-Людоед. Ипостась амбивалентная отцу. Собственнический отец, угрожающий индивиду. Любые проблемы, имеющие отношение к дисциплине, в период непослушания, когда следует подчиниться в результате опасений наказания. Эти представления могут быть перенесены на взаимоотношения с реальным отцом, но в случае, когда индивид не признает существования в себе архетипа Отца. Если он способен видеть проблемы в себе (включая потенциал отца), он способен переводить негативный и деструктивный аспекты данного архетипа во что-то позитивное. Соответствует Сатурну, пожирающему своих детей.
Семейный Круг ассоциируется с цветами земли: чёрным, коричневым, зелёным. Базисным переживанием является сенсация (аффект), то есть тяготение к внезапному и неожиданному изменению обстоятельств. Реакция поведения на сенсацию также носит характер вспышки. Характерен вообще повышенный интерес к сенсационным происшествиям.
Потребность в сенсации важна для предвидения неожиданных событий -  качество важное для семьи. Носители ядерных форм таких архетипов предрасположены к сердечно-сосудистым заболеваниям, а также аффективным психозам. К символике этого круга относится дерево, земля как таковая, дом. Цвета зеленый и коричневый. Основной стихией является земля.

АРХЕТИПЫ ЮНОШЕСКОГО КРУГА

3. Принцесса. Данное качество женщины базируется на любви и личном взаимоотношении. Это мифологема флиртующей девушки. Качества непосредственности и теплоты, свойственные для этого образа, постепенно развиваются и созревают. Образ, ожидающий любви через страдания (Спящая Красавица) и самопожертвование, которые эквивалентны мужской инициации.

Соблазнительница. Привлекательные исторические персонажи в сновидениях, преимущественно греческие или римские, а также японские гейши. Соблазнительница, сирена, образ эротических фантазий, гетера.

4. Юноша. Мужской эквивалент Принцессы. И так как он содержит юношеские компоненты, то может являться источником дальнейшего роста в Героя и в конечном итоге в Мудрого Старца, воплощая, таким образом, все аспекты Самости. Динамика архетипа возможна только через преобразования и боль инициации.

Бродяга. Странник, бродяга (известный собиранием сплавного леса в сновидениях). Образ, воплощающий влияние жизненной энергии, окончание периода мальчишества.

Охотник. Пытливая любовь к приключениям в противовес терпению, самопожертвованию и преданности.
Главными психическими характеристиками круга являются эмоции настроение, которые зависят от обстоятельств. Основная стихия — огонь, цвета - красный, оранжевый.

АРХЕТИПЫ ГЕРОИЧЕСКОГО КРУГА

5. Амазонка. Олицетворение интеллектуальных качеств в женщине. Если это основной компонент характера женщины, тогда она будет карьеристкой и компаньоном мужчины.

Женщина-охотница. Это тип карьеристки, которая травит мужчину. Такая мифологема развивается, если женщина фрустрирована в своих притязаниях, которые она в этом случае проецирует на определенного мужчину, или если женщина терпит неудачу в развитии других важных сторон женственности.

6. Герой. Смелость и инициатива индивида, его воля. Этот агрессивный мужской принцип является универсальным и амбивалентным, он лишь наполняется социальным звучанием. Чаще героизму, в отличие от злодейства, приписывают черты альтруизма. 
                   
Злодей. Данный архетип воспринимается как эгоистический. В символах этой системы позитивная идея воскрешения используется как орудие пытки и избиения людей; даже любовь в этом архетипе реализуется в некрофилическом аспекте.
Основными психическими функции круга является интеллект и расчет, базисной стихией — воздух. Цвет — белый и любые пастельные тона воплощающие растворение цвета в белом.   
                     
АРХЕТИПЫ МАГИЧЕСКОГО КРУГА       
             
7. Жрица. Этот аспект женственности встречается довольно редко. Как основная функция он теоретически должен угасать после пубертата, но женщины, которым удается его культивировать, становятся выдающимися. Внутренний мир для них является большой частью реальности, они стараются реализовать его в творчестве. Великая жрица соответствует богине ночи Исиде (Юноне) — второй аркан Таро.

Ведьма или колдунья. Примитивная, неразвитая интуиция, отделяющая женщину от целостной духовной сферы. Ведьма как фигура в сновидениях может относиться к негативным аспектам женственности, особенно к Ужасной Матери. Её магическая интуитивная власть воспринимается окружающими как нечто деструктивное.

8. Мудрый Старец. Общий архетип для целостной Самости мужчины. Мудрый Старец часто появляется, когда индивид или герой сновидений находятся в безнадёжной, отчаянной ситуации, из которой может вывести его только дух, часто оживляя ресурсы энергии бессознательного. Он часто является источником вдохновения и энтузиазма, проницательности и понимания окружающих.

Трикстер/Чёрный волшебник. Данная фигура столь же неуловима как и интуиция. Фигура ниспровергателя, пересмешника, разрушителя ценностей, бога Ханумана, Локи, вероятно соответствующая Ивану-дураку и Буратино (Джокер). Для архетипа характерно некое высшее понимание ценностей на уровне неразделённости добра и зла. Идеология злого волшебника, который, тем не менее, заставляет обратиться в мир добра.

Эти четыре группы архетипов составляют своеобразный генетический концентрат культуры. Рождаясь с одинаковым набором архетипов, мы, вероятно, можем говорить о некой предрасположенности к реализации конкретного осевого архетипа, который и проявляется под воздействием среды. Однако характер редко бывает столь кристаллизован, что в нём проступает один архетип. Осевой архетип подобен судьбе, которая, хотя и предначертана, всё же может быть модифицирована человеком именно благодаря тому, что он может реализовывать другие архетипы. Вероятно, между архетипическими конструкциями существует противодействие, которое в свою очередь может быть источником развития.
Стрелки показывают, что противопоставление архетипов, которое, кстати, может в обыденной жизни выступать как недоверие к носителям конкретных психологических и поведенческих качеств других людей, одновременно является источником трансформации одного архетипа в другой. То есть трикстер может становиться отцом, а юноша героем, и наоборот. Эти преобразования связаны как с инициацией и, следовательно, индивидуацией, так и со стрессом.
Вполне вероятно, что в различные периоды истории отбор отдаёт предпочтение конкретным архетипам, то есть существует время Героев, Отцов семейств, путешественников или юных мечтателей. Литературные персонажи, герои, популярные в конкретные исторические времена, воплощают те свойства эпохи, которые соответствуют потребности популяции в специфическом осевом поведении. Вчера это может быть образ бедной и обманутой девушки, завтра — юноши, который в 16 лет стал командовать дивизией.
Между тем основоположники великих религий воспринимаются как личности, которые прошли все или почти все центральные архетипы и интегрировали их в неповторимое единство. Мудрость обычно и понимается как умение понять все архетипические конструкции, в то время как величие воспринимается как умение привести их к общему знаменателю.