Жаждущий знаний

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Жаждущий знаний » Домашние "жители" » Домовой


Домовой

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Домово́й (славянская мифология) — дух бескрылый, бестелесный и безрогий, который живёт в каждом доме, в каждом семействе.

http://s51.radikal.ru/i133/1002/f3/2c46dafe6c07.jpg

От бесов он отличается тем, что не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку. Перед смертью кого-нибудь из семейства воет, иногда даже показывается кому-нибудь, стучит, хлопает дверями и пр. По общему поверью, живёт он по зимам около печи или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается около лошадей. Если лошадь ему нравится, то домовой холит её, заплетает гриву и хвост, даёт ей корм, отчего лошадь добреет, и напротив, когда ему животное не по нраву, то он его мучает и часто заколачивает до смерти, подбивает под ясли и пр. От этого мнения многие хозяева покупают лошадей той масти, которая ко двору, то есть любима домовым.

Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает о несчастье, караулит дом и двор; в противном же случае он бьёт и колотит посуду, кричит, топает и пр. Тому, кого любит, завивает волосы и бороды в косы, а кого не любит, того ночью щиплет до синяков. По этим синякам судят о какой-нибудь неприятности, особенно если синяк сильно болит. Также наваливается во время ночи на спящего и давит его, так что в это время нельзя ни пошевелиться, ни сказать ни слова (см. Сонный паралич). Обыкновенно эта напасть наваливается на того, кто спит на спине, в это время спрашивают, к худу или к добру, а домовой отвечает мрачным голосом — «да» или «нет».

http://s006.radikal.ru/i215/1002/7d/ec75d6c31b52.jpg

Говорят, что он не любит зеркал, также козлов, а равно тех, кто спит около порога или под порогом. Иногда слышат, как он, сидя на хозяйском месте, занимается хозяйской работой, между тем как ничего этого не видно. В простом народе к домовому питают уважение, так что мужичок боится его чем-либо оскорбить и даже остерегается произнести его имя без цели. В разговорах не называют его домовым, а «дедушкой, хозяином, набольшим или самим».

При переезде из одного дома в другой непременною обязанностью считают в последнюю ночь, перед выходом из старого дома, с хлебом-солью просить домового на новое место. Хозяйство каждого, по их мнению, находится под влиянием домового. Говорят, что домовой не любит ленивых. Если домовой не будет любить хозяина, то он начинает проказить, в этом случае пред порогом дома зарывают в землю череп или голову козла, а если его проказы выражаются в самовозгорании предметов, нехороших надписях на стенах и прочего в этом роде, то тогда домовому следует показать кто в доме хозяин. Надо взять в руку пугу с железным наконечником (кнут) или ремень и обходя дом и стегая мебель, стены, пол и вещи и приговаривать властным и сильным голосом: "Знай своё место, знай своё место. Ты домовой должен дом стеречь, хозяйство беречь, Да хозяйке угождать, а не воевать, Знай своё место, знай своё место". Слова можно говорить любые, главное чтоб они были произнесены хозяином дома.
Некоторые утверждают, что домовой рождается стареньким дедушкой, а умирает младенцем. Родственные домовому духи: кикимора (может быть, даже жена), банник, гуменник (он же «овинник»), полевой.

Согласно ЭСБЕ, в северных областях Олонецкой губернии духа домашнего очага называли Жихарько. Он маленького роста, взъерошенный, с большой бородой, весьма добродушный, безвредный и большой шутник.

Домовые

http://s09.radikal.ru/i182/1002/d8/1520bf0c6369.jpg

Домовые - единственные представители нечистой силы, которые не боятся Святого образа. Поэтому они спокойно могут жить в домах верующих. Домового легко обидеть назвав его "представителем нечистой силы". Существует поверье, согласно которому, когда Господь Бог изгнал с Неба Люцифера и его сподвижников, те прямиком отправлялись в ад. Но далеко не все туда попали... Те из них, кто сильно был отягощён грехом, попадали в самый центр Преисподней, кто менее - ближе к поверхности земли. Таким образом, нечисть представлена везде. Что же касается появления домовых, то всё то же поверье сообщает о неких "духах", которые раскаялись в своих грехах перед Изгнанием, но так и не были прощены Богом. Это означает, что домовые не боятся икон, но они им "в тягость", ибо постоянно напоминают о наказании - жить вместе с человеком и помогать ему. Прощенье наступает в том случае, если домовой на протяжении 70 лет всячески помогал хозяину жилища. Тогда домовой (дух) получает возможность попасть в Царствие Божие. Но тёмная сторона души домового мешает быть в течение семидесяти лет помощником, поэтому живут долго с людьми. Есть домовые, которые всегда приносят вред. Их называют злыднями. Они "обозлились" на всех людей, каждый по своей причине. Некоторые из злыдней считают людей недостойными для службы им (но вынуждены делать это), другие - за множество обид. Худо тому дому, где живут злыдни. В старые времена полагали, что в каждом доме должен быть домовой, если дом новый - "приглашали". Домовые помогают по хозяйству, сохраняют имущество, часто пересчитывают его (это хорошо обыграно в мультфильме про домовёнка Кузю), любят домашний скот, особенно лошадей. Домовые защищают дом от воров, пожаров, другой нечистой силы. Для призыва домового известно множество способов, например: 1. Выйти в полночь, в полнолуние на улицу с левым ботинком, привязанным на верёвочку, и тянуть его за собой. Не в коем случае нельзя оглядываться. Как только почувствуете "тяжесть", это означает что домовой согласился жить с вами. 2. Более кровожадный, но самый эффективный. Нужно взять живого петуха (желательно чёрного) и отрубив ему голову в доме, окропить пол кровью. Считается, что если в округе бродит одинокий домовой, он сразу же примет этот "знак".

Современные представления

С тех пор, как в домах перестали ставить печь, за которой, по поверьям, и жил домовой, место его жительства переместили за радиатор отопления.
В начале 90-х годов появилось понятие «Барабашка». По всем признакам, действия Барабашки соответствовали утверждениям о разгневанном домовом.

http://i062.radikal.ru/1002/9a/9aad5ade5572.jpg

http://s002.radikal.ru/i197/1002/8f/bfc4e8089df0.jpg

(с) http://ru.wikipedia.org

0

2

"Дедушка-суседушка! Кушай кашу, да избу храни нашу!"

Почему вся информация, которая касается домовых, так популярна? Неужто из-за одной склонности к суевериям? Думаю, скорее, речь идет об интересе к традициям предков, – ведь были они неслучайны и основаны на стремлении обустроить жизнь в гармонии со всем сущим: природой, людьми, собственной душой.

При этом мифологический образ домового помогал выстроить нерушимый порядок взаимоотношений в семье и настраивал на достойное поведение независимо от того, есть ли тому свидетели. Домовой выполнял роль невидимого контролера благопристойности речей и поступков, а также согласия в отношениях между домочадцами.

По существующим версиям, он либо дух-хранитель самого дома, либо дух предка, который защищает семью потомка. В древние времена многие, если не все, народы включали в традицию аналогичный персонаж. Например, Сельве/Сельван/Сильванус этрусков и римлян выполнял подобные функции.

О защите дома полагалось помнить постоянно, но устанавливались и специальные дни, в которые нужно было призывать ее с особой силой. Так возникали праздники в честь духов-хранителей. У наших предков один из таких праздников приходился на день 10 февраля – этой дате народный календарь не изменил и с принятием христианства.

В результате день почитания православного святого Ефрема Сирина стал в народе Ефремовым днем – Ефремом Ветродуем, Запечником, Прибаутником и Сверчковым заступником. А раньше праздничная дата называлась Кудесами, т.е. чудесами (вспомним: «Скажи мне, кудесник, любимец богов…»).

Чудеса как раз и были связаны с домовым, который 10 февраля считался именинником. В качестве такового он мог разгуляться – расшалиться и, чтобы не разошелся «через край», его полагалось «унимать». Обряд унимания заключался, прежде всего, в угощении. В разных местах имелись свои особенности подношения кушаний для домашнего духа.

Где-то ставили на печь или за нее кашу в горшке, да не просто так, а обкладывая угольками, чтоб не остыла до полуночи, когда «суседушка» придет ужинать; где-то – наливали молока в миску. Кое-где за ужином ставили прибор «для хозяина» и накладывали в предназначавшуюся для него посудину всех кушаний, что подавались к столу. А если баньку топили, то уходя из нее, оставляли ведро и веник – чтоб «батюшка» тоже мог попариться ради праздничка.

В купеческом сословии и в среде зажиточных крестьян было принято класть под печку серебряную монету во исполнение поверья: коли примет «дедушка» подношенье – быть достатку в доме целый год. Мужички победнее в надежде разбогатеть оставляли там же медную денежку.

Ни в коем случае нельзя было убивать насекомых, будь-то сверчки, тараканы или даже клопы. А иначе разобидится домовой, осерчает и отплатит разором, который никак невозможно будет одолеть, пугать начнет стуками да бряками, а то и вовсе дом покинет, оставит без своего покровительства (вот почему назвали Ефрема Сверчковым заступником).

В знак почитания домового 10 февраля полагалось разговаривать тихо да ласково, обходиться без споров и упреков: мол, увидит он, что в семье лад, обрадуется и будет помогать хозяевам (а ссоры да дрязги домашние «хозяин», по поверью, терпеть не может). Полынным веником избу подметали, чтобы «дедушка» в именинный день мог отдохнуть, а не сражаться с той нечистью, что не дай Бог, забредет в дом. Одним словом, как у нас – праздничный день должен быть выходным.

А в вечернюю пору, выказывая почет да уважение, принято было вспоминать байки да сказки о житье-бытье «суседушки». Коли все положенное исполнено как надо, можно было обратиться к домовому с просьбами и пожеланиями:

– Хозяин-батюшка, побереги скотинку.
– Хозяинушка-батюшка, хлеб-соль прими, скотинку води.
– Домовишко-дедушка, всех пой, корми овечушек, ладь ладно, а гладь гладко и стели им мягко.
– Дедушка-суседушка! Кушай кашу, да избу храни нашу!
– Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги да наш дом береги!
– Дядюшка-домовой, хозяин-батюшка! Тебе хлеб-соль, а нам в дому счастье, здоровье, лад и любовь!

Ну, что тут еще добавишь?! Только пожелание: пусть в каждом доме будут хлеб-соль, счастье, здоровье, лад и любовь!

(с) Валентина Пономарева

+ ПРЕКРАСНАЯ СТАТЬЯ ИЗ ЖЖ

0

3

Домовой и его истории...

     В отличие от водяных, чертей, леших, русалок и других сверхъестественных существ (в которых издревле верили наши предки-славяне), домовой – хотя и «нечисть», но не злая. Только пошалить-пошутить любит иногда, да и то чаще таким образом он просто «наказывает» домочадцев за какие-либо ошибки в отношении хозяйства. Ведь домовой – дух и хранитель домашнего очага, уюта и дружного «лада», удачи в семье. По одной из легенд, Бог после сотворения мира сбросил на землю протестующих против него «нечистых» духов, а некоторые из них тогда попали прямо в жилища . И - делать нечего - привыкли, сжились и с домом, и с человеком.

     Раньше домовые селились в хлеву или за печкой, а теперь – судите сами, куда ни в коем случае не следует бросать мусор: за плиту ли, за духовку?.. Если часто слышатся непонятные стуки, шорохи да шарканья по углам, вещи постоянно исчезают неизвестно куда, молоко прокисает, кошка или другая живность тревожится, странно себя ведет – вероятно, вы чем-то расстроили или рассердили своего домашнего духа, вот он и чудит. «Душа», «судьба дома» - домовой поневоле изменяется вместе с ним, остро чувствуя разлад. Может, хозяйство ведете нерачительно, а может – просто забыли о нем? Да знаете ли, например, как зовут Вашего «личного» домового? Для этого нужно уединиться в комнате, окна лучше задернуть шторами, успокоиться, закрыв глаза, и спросить «суседушку» (как ласково называли наши предки домового) – как его величать? Он должен «отозваться», и на ум придет имя. «Шут-шут, поиграй - да отдай!» - повторите несколько раз бабушкино заклинание, и потерянная вещь вернется.

     Впрочем, домовой, быть может, и не проказит вовсе, а предупреждает хозяев своими причудами о возможных опасностях. Известноегадание: если во сне вас погладит домовой «лохматой» лапкой - он обещает богатство, «теплая рука» - к добрым событиям, шершавая – наоборот (так же, кстати, ведет себя и родич домового – баеник, у которого, гадая, спрашивали о будущем, забравшись в темную баню).

     Любимец домового – кот, и не случайно именно его пускали первым в дом при новоселье. В животных (кошку, собаку, крысу) домовой-оборотень может и превратиться при необходимости.

Домовой и его изображения

     Традиционно домовой изображался как маленький старичок с поросшим белой шерстью лицом, либо походил на своего хозяина. Если заглянете сегодня в сувенирные магазины, убедитесь: нынче наблюдается настоящий «бум» на домовых! Какие только обереги-фигурки не просятся в дом с витрин! Вот «семейная пара» - домовой с домовихой, вот домовой с веничком в руках (так называемой «домовушкой»; веник - символ, издревле оберегающий дом, «выметающий» заодно с грязью всякую скверну - и мысли нечистые, и духов вредных. Словом, выбор велик, только будьте осторожны: а то приобретете в подарок друзьям фигурку, которая значится на ценнике как безобидный «домовенок с топоренком», а на топорике-то надпись стоит - «От блуда»! И такие проказники-домовые среди оберегов встречаются…

     Живые, природные материалы, из которых чаще всего «изготавливаются» сегодня домовые, возвращают в детство - бабушкин уютный домик. Теплом рук дышит тесто – домовята могут быть слеплены из смеси муки, воды и соли - а затем, в качестве настенного панно, соберутся в веселую композицию в рамке. Домовички-обереги из золотистой соломки или мешковины подмигивают глазками-фасолинками. Куклы тряпичные раскрасят Ваш дом веселыми ситцевыми цветами. Пшено и горох, орехи и семечки, различные породы дерева – все это, оказывается, не просто материалы для игрушек, но еще и забытая древняя символика (означающая богатство, здоровье и так далее). Словом, вспоминая свои традиции, мы стремимся и отразить эту память, народную мудрость в интерьере своего дома, квартиры.

     Прежде изображениями и фигурками домовых не увлекались так широко, как сейчас, ведь наши предки и без того постоянно помнили о своих незримых соседях, время от времени, к праздникам, подкармливая их - задабривая вкусностями да радуя заботой о доме, чистотой и порядком.
     Сегодня же маленькие домохозяева не просто заставят вас улыбнуться и подарят уют дому. Например, они легко могут стать героями вот таких полезных игр. Соломенный Кузька-домовенок из любимой сказки поможет приучить детей к выполнению домашних дел. Вот откажешься помыть посуду, вынести мусор – тут-то домовой рассердится и «спрячется» (исчезнет), пока всего не выполнишь. Домовые на шутки горазды, потому незаметно подскажут множество идей - и для того, чтобы вспомнить вместе с ребенком народные сказки и традиции, и для веселья.

     Словом, нашим духом, стерегущим домашний мир, можно гордиться. Ведь, скажем, западноевропейские родственники домового, которых зовут «брауни», или «доби», с хозяйством куда хуже управляются! Доби известны своей туповатостью: они бы и рады помочь, да не получается: вечно все разольют, уронят. Поставят их клады зарытые охранять - и те прозевают, непутевые...

(с) wwwauradoma.ru

0

4

10 февраля по народному календарю будет день Домового - Кудесы.

По поверьям в этот день обязательно надо хорошенько накормить "хранителя домашнего очага", для этого после ужина оставляют за печкой горшочек каши, обложенный горячими углями, чтобы каша не остыла до полночи, когда домовой придет ужинать.

«Дедушка-суседушка!
Кушай кашу, да избу храни нашу!»
«Хозяин-батюшка, прими нашу кашу!
И ешь пироги — наш дом береги!».

Кто же такой Домовой? Предлагаю ознакомиться с материалами, собранными с форума староверов http://old-church.ru/

Мир вокруг полон безтелесными формами жизни от простейших "амеб" до высокоразвитых разумов. Разные формы жизни питаются различными энергиями, кто что умеет усваивать.

Люди время от времени излучают огромное количество различных энергий. Некоторые безтелесные формы жизни как пиявки прилипают к человеку и сосут энергию. Домовой - это энергитическая форма жизни, которая как кошка привязывается к месту, примерно таких же размеров, но живет лишь в замкнутом помещении. Домовые поселяются не только в домах/квартирах, но и в автомобилях, в офисах и так далее, кому где теплее и уютнее :-)

Домовой занимается охраной помещения. Домо-Вой то есть воин, см. Городо-Вой - страж порядка (милиция). Воин-хранитель. Он заинтересован в том чтобы это помещение не занял другой Домовой, поэтому не спит даже по ночам.

Домовой может регулировать энергетику в помещении, может погрузить человека в сон, может помочь бодрствовать всю ночь, может играть с детьми и с котятами, даже я слышал случае когда Домовой играл с людьми пряча нужную вещь.

Кроме Домового есть Банник, Дворовой. С Домовым можно подружиться. Есть много обращений к Домовому, простой пример: отходя ко сну многие говорят про себя такое обращение (не вслух, а мысленно): "Покойной ночи Богам и Предкам, спокойной ночи Домовому, покойной ночи всем добрым людям" (с-покойной, потому как Домовой ночью бодрствует. Тут желается бодрствование с покоем, то есть без происшествий). Есть много других обращений конкретно к Домовому, но мне надо поднимать конспекты чтобы их точно цитировать. Как правило Домового о чем-то просят. Чтобы ему выполнять задание ему нужна дополнительная энергия, поэтому Домового при этом прикармливают пищей чтобы он не тянул энергию с людей.

Как общаться с Домовым.

Домовой - добрый Дух, хранитель домашнего очага. Иногда его называют Хозяин, Дедушко, Соседушко, Лизун, Шишок, иногда Степан Кузьмич или просто Кузьмич, Нафаня (от слова Навь), Егорыч, Доброхоз. Домовой очень не любит, когда его называют Чертом. Раньше писали "Чортъ" - живущий "за чертой" человеческого восприятия. Христиане не признают Домового, считая его бесом. Говоря современным языком, Домовой - это энергитическая структура любого помещения. В любом помещении (даже в автомобиле) есть Домовой. Он использует пространство замкнутого помещения и не любит, когда кто-то стоит в проходах. Домовой терпеть не может, когда в помещении мат, скандалы, пьянки.

Фигурка Домового, начиная от двух вершков и заканчивая аршином, присутствует в Славянском доме. Для Домового отводится специальный угол, куда ставят его изображение. Напротив входа в дом: левый противоположный угол - Красный угол, где стоит Куммир Рода, а правый противоположный угол - Хозяйский угол, где стоит фигурка Домового. Для тех, кто живет в общежитии, снимает комнату или угол, выбирается доступный угол. Если нет фигурки Домового - можно поставить фотографию или рисунок или вообще только блюдце для прикормки.

Христиане Красный угол называют то Красным то Белым, а Хозяйский называют Черным. У Христиан в Красном углу иконостас, Божничка, а в Черном углу они ставят сундук. Идол - это Куммир, который стоит в долине, а Куммиры стоят на возвышенности, на холме. Поэтому, Куммир не стоит ставить на пол, а обязательно на тумбочку или на полку. В Хозяйский угол, рядом с изображением Домового ставят прикормку - блюдце, на которое ложат еду. Может стоять и несколько чашек. Считается, что Домовой живет под печкой, в подпечье.

Для того, чтобы подружиться с Домовым берется блюдце из Хозяйского угла, ставится на обеденный стол, откладывается часть еды со своей тарелки и, закрыв глаза, представив доброе лицо, произносится вслух: "Домовой-Домовой, потрапезничай со мной!". После еды это блюдце ставится в Хозяйский угол с поклоном. Домовой питается энергетикой этих продуктов. Сам Ритуал обращения к Домовому по своей сути напоминает молящегося перед иконой: "Стань ликом своим в Хозяйский угол, воззри на фигуру или представь себе Образ (всякий раз един и тот же Образ), сосредоточься на нем, сотвори обращение, поставь прикормку и сотвори поклон." Прикормка (еда) лежит славянские сутки, после чего она сжигается.

Обращения: "Домовой-Домовой, пойграй с моим (/ее) дитем." - ребенок будет тихо играть с Домовым, пока его не окликнут по имени. Важно знать, что имя ребенка - ключ к ребенку. "Домовой-Домовой, успокой мое (/ее) дите" - для усыпления ребенка. Если человеку не спится, он может сказать: "тук-тук. чок-чок, повернись на другой бочок!", предварительно представив Образ и поставив с поклоном прикормку. Эта фраза меняет энергитическое состояние организма со сна на бодрствование, с бодрствования на сон. Поэтому, эта же фраза действует и для того, чтобы оставаться бодрым. Это можно делать и вне дома: на работе, в машине. Для этого в машине, в бардачке или в другом удобном месте, ставится блюдце, на которое ложится прикормка. Для того, чтобы найти потерянное: "Домовой-Домовой, поиграл и отдай!" - произностся с прикормкой до трех раз. Против воров, на ночь: "Эй, Дедушко, ты не засни, в ночь порядок наведи, присмотри чтоб дети спали, чтобы мыши не пищали, будь хозяином во всем, сохрани (/содержи) в порядке дом!". Против воров, когда уходят из дому: "Эй, Дедушко, ты не засни, по-своему распоряди ся с вором, ходи вокруг двора дозором и все, как следует, храни". При каждом новом обращении прикормку ставить с поклоном обязательно. Если что-то не ладится: "Домовой-Домовой, помози в деяниях наша, будут тебе щи да каша!" или: "Домовой-Домовой, помози в делах моих". При покупке домашней скотины: "Хозяин с Хозяюшкой, принимайте мою скотинушку!" - произносится после того, как принесший хозяин обтер ее рубахой или платкои, постелил на пороге двора - скотина его перешагивает. Потом этот платок (рубаху) следует сжечь за калиткой на улице. Обращение перед сном: "Покойной ночи Богам и Предкам, спокойной ночи Домовому, покойной ночи всем добрым людям. Объясняю: покой - состояние покоя, однако Домовой ночью не спит, поэтому ему желают светлого покоя и говорят: "спокойной ночи". Если кто-то продолжает бодрствовать ночью ему желают спокойной ночи, то есть ночи с покоем, ночи без произшествий.

При переезде в новое жилье Домового берут с собой: берется единичный лапоть, ставится в подпечье и произносится: "Домовой-Домовой, садись в сани - поезжай с нами!" Это делается после выноса всех вещей. В новую квартиру впускают сперва черную кошку, затем Домового. Если кошка убегает из квартиры, квартиру нужно "очистить". Фраза такая: "Домовой-Домовой, мы приехали домой!" Домового (лапоток) ставят в подпечье (или на кухне), рядом ставят миску с молоком и произносится вышеупомянутая фраза.

Домовому

Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой,
И скромную семьи моей обитель!
Да не вредят полям опасный хлад дождей
И ветра поздного осенние набеги;
Да в пору благотворны снеги
Покроют влажный тук полей!
Останься, тайный страж, в наследственной сени,
Постигни робостью полунощного вора
И от недружеского взора
Счастливый домик охрани!
Ходи вокруг его заботливым дозором,
Люби мой малый сад, и берег сонных вод,
И сей укромный огород
С калиткой ветхою, с обрушенным забором!
Люби зеленый скат холмов,
Луга, измятые моей бродящей ленью,
Прохладу лип и кленов шумный кров —
Они знакомы вдохновенью.

(с) А.С. Пушкин

0

5

http://i012.radikal.ru/0711/50/ce62f67d3905.jpg

:))))

0

6

СТАТЬЯ ИЗ ЖЖ (с) vodani4_ey

0


Вы здесь » Жаждущий знаний » Домашние "жители" » Домовой