Чудесное дерево

Всё, что делается смертными, живущими на земле, в  начале времён уже было сделано кем-нибудь из  Богов.  Боги  возвели самую первую стену, сшили самую  первую  одежду  и  вылепили самый первый горшок. Боги принесли  самую  первую  жертву  и составили самый первый закон. Вот почему так трудно  обрести что-нибудь новое: сложить песню, построить корабль,  открыть в море неизвестные острова. Потребны для этого великий ум  и немалая смелость: как знать,  добрый  или  злой  дух  послал открывателю вдохновение? И чего ждать  от  перемен  -  добра или худа?..
Оттого всякое новое дело, будь то сев  или  битва,  лучше начать мудрому, знающему человеку. Оттого так держатся  люди старых заветов - сквозь  поколения  и  поколения  несут  они знания и законы,  подаренные  Людям  Богами  на  самой  заре времён, когда не было вражды и раздора.  Вот  почему  ругают старые молодых - не так, мол, живёте!
...Говорят,  в  древности  люди  строили  свои дома у подножий могучих  деревьев,  чтобы  крепкие  стволы  служили опорой. Они хотели устроить свои жилища  подобно  Вселенной: ведь  посередине  её  Боги  вырастили  дерево, чтобы оно пронизало собой все девять миров и связало их  воедино.  Это дерево - ясень, и говорят, что нет  равных  ему  по  мощи  и красоте. Проросло оно из нижних  миров,  ствол  поддерживает Мидгард людей, а крона -  выше  небес,  и  если  нужно  кому путешествовать между мирами, нет лучшей дороги.
Три корня у дерева, и далеко расходятся эти  корни.  Один - у Асов на небесах, другой -  у  инеистых  Великанов,  там, где прежде была бездна Гинунгагап. А третий  корень  тянется к Тёмному Миру Нифльхейм, и всё ещё  бурлит  под  ним  поток Кипящий  Котёл.  В  ядовитом  источнике  поселился злобный дракон Нидхёгг, он грызёт  корень  ясеня,  надеясь  погубить Людей и Богов... Под тем  корнем,  что  в  Иотунхейме,  тоже бьёт  ключ,  и  всякий,  кому  доведётся  испить  из него, обретает  знание  и мудрость. Ведь род исполинов - древнейший. Но  самый  священный  источник  бурлит  под  тем корнем,  что  оказался  на  небе. Такова, говорят, его священная сила, что  всё  попавшее  в  его  воду  становится белым, как плёнка, лежащая под скорлупою  яйца.  Вот  почему всё белое  называют  прекрасным,  вот  почему  светловолосые люди красивее темноволосых.
А ещё живут в том источнике прекрасные белые птицы -  два лебедя. От них пошёл  весь  лебединый  род,  ибо  таково  уж свойство  Мирового  Древа:  хоть  и  зовут  его  ясенем,  но расцветают на нём все цветы, какие  только  можно  найти  на земле, зреют все плоды и все семена, а в  ветвях  живут  все звери и птицы, там их дом, оттуда сходят они  наземь,  чтобы родиться. Листья ясеня служат  им  пищей  -  оленям,  козам, коровам и даже волкам, ибо Асгард  слишком  священен,  чтобы там могла быть пролита кровь.
Возле чудесного родника Боги  судят  свой  суд.  Говорят, там стоит прекрасный  чертог,  и  из  него  навстречу  Богам выходят  три  девы:  Урд,  Верданди и Скульд. Прошлое, Настоящее и Будущее - вот что значат их имена.  Их  называют Норнами, провидицами судьбы. Им ведомо всё,  что  произойдёт с Людьми и с Богами. Рождается человек, и тотчас являются  к нему Норны  -  судить  судьбу.  Урд,  Верданди  и  Скульд  - главные Норны, но есть ещё  много  других,  добрых  и  злых. Неравные  дают  они  людям  судьбы:  у  одних  вся  жизнь  в довольстве и почёте, у других, сколько ни  бейся,  ни  доли, ни воли, у одних жизнь длинная, у других -  короткая.  Людям кажется, всё дело в том, что за  Норны  стояли  у  колыбели: если они добры и из хорошего  рода,  наделят  новорожденного хорошей судьбой. Если же человеку выпали на долю  несчастья, так судили злые Норны. Бывает и  так,  что  родители  малыша забудут позвать какую-нибудь из Норн или обидят её на  пиру, и в отместку она нагадает такое, что трудно  поправить  даже Богам.
Но  достойно  прожить доставшуюся жизнь, будь она счастливой или  бессчастной  -  дело  самого  человека,  тут никто ему не помощник.
Норны черпают из священного  источника  воду  и  поливают ясень, чтобы не засохли и не зачахли его ветви  и  гниль  не завелась на стволе, чтобы крепко стояли девять миров...

/автор неизвестен/